nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ИСКУССТВО, КИНО И КРИМИНАЛ

«ЧЕРНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК»:
ТАЙНЫ, ОСТАВШИЕСЯ НЕРАЗГАДАННЫМИ

Часть 1.

        Еще один советский фильм, а, точнее, даже, минисериал, посвященный громкому преступлению, связанному со сферой искусства – это «Черный треугольник». Фильм был снят по одноименному роману Юрия Кларова  в 1981 году, а еще ранее на радио прошел спектакль с тем же названием, поставленный на тот же сюжет.
        Юрий Кларов был довольно любопытной личностью среди советских детективных писателей. В 1951 году он окончил Московский юридичесий институт, и некоторое время работал адвокатом-криминалистом в Архангельской области. Работа на Севере позволила ему приобрести массу впечатлений от встреч с самыми разными людьми, начиная от бывших политических заключенных, и, кончая чудом
выжившими белогвардейскими офицерами и махновцами. Все свои впечатления Кларов записывал и тщательно хранил. Впоследствии многое из того, что он узнал, работая на Севере, легло в основу его книг. Когда он вернулся в Москву, то стал активно интересоваться историей Московской и Петроградской милиции раннего советского периода, в чем ему способствовало знакомство с двумя старейшими сотрудниками МУРа – Тыльнером и Фатеевым.
        Роман «Черный треугольник» и его продолжение «Станция назначения – Харьков» отчасти посвящен громкому уголовному делу, которое случилось в первые месяцы советской власти – ограблению Патриаршей ризницы в Московском Кремле.
          Это преступление произошло в январе 1918 года, то есть буквально через два месяца после установления советской власти. Горя желанием избавиться от позорного наследия царского режима, новая власть уничтожила старый дореволюционный сыск, уволила сыщиков, выпустила из тюрем не только политических, но и уголовных преступников, а также уничтожила картотеки учета. Но уголовники никуда не делись, для них наоборот наступило раздолье, поскольку проникаться революционными идеалами, декларируемыми новой властью они не собирались. Впрочем, и до революции ничего святого для них не было, и ограбить церковную сокровищницу им ничего не стоило и до и после революции.
          В то время Патриаршая ризница располагалась в помещениях колокольни Ивана великого на территории Кремля. Преступники влезли в окно помещения со стороны Царь-колокола, и похитили все, что им приглянулось. Это были драгоценные камни с окладов икон и священных книг, Евангелие 12 века, Евангелие 1648 года в золотом окладе с редкими бриллиантами, золотую чашу весом почти 15 с половиной килограммов, всего на сумму более 30 миллионов рублей.
         В романе Кларова кроме сокровищ Московской Патриархии из ризницы пропали также и драгоценности, который по идее там быть не должно было. Это были ценности, собранные монархической организацией «Алмазный фонд», принадлежавшие прежде самым знатным и богатым дворянским семьям России и предназначенные для организации побега Царской семьи.
         Кларов упоминает некоторые из этих драгоценностей, которые имеют вполне реальные прототипы. Например, жемчужина «Пилигрима», принадлежавшая князьям Юсуповым,  это, без сомнения, знаменитая жемчужина «Пеллегрина», которой Юсуповы владели до 1953 года. Или же серьги-каскады императрицы Елизаветы Петровны, которые в настоящее время хранятся в Алмазном фонде и выставлены в Кремле. Также вполне реален орден «Лучезарная Екатерина». Это первый образец ордена святой великомученицы Екатерины, учрежденный Петром Первым в честь достойного поведения своей супруги Екатерины во время Прутского похода. Первоначально этот орден предназначался только для нее, но затем им стали награждать и других дам. Естественно, самый первый орден, дарованный Екатерине, и является самым ценным.
          Другие сокровища, описываемые Кларовым, однозначно соотнести с реальными драгоценностями не представляется возможным. Он, например, упоминает «Батуринский грааль», чашу, вырезанную из цельного изумруда, принадлежавшую некогда Александру Меньшикову, или шедевр русского ювелирного искусства «Два трона».

Продолжение следует…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments