ТАЙНЫ, ОСТАВШИЕСЯ НЕРАЗГАДАННЫМИ
Часть 2.
Реальное преступление было раскрыто довольно быстро благодаря привлечению старых кадров и использованию наработанных еще до революции методов. В расследовании принял участие сыщик Иван Свитнев из Саратова, который прежде служил надзирателем саратовского сыскного отделения.
Сыщикам, к сожалению, не удалось выявить следы, пригодные для идентификации на месте преступления, да и квалификация у них практически отсутствовала, но все же они догадались взять под контроль, насколько это было тогда возможно, предполагаемые рынки сбыта антиквариата и в Москве, и в Европейской России. И расчет преступников на полное попустительство новой власти не оправдался.
Первую партию краденого они попытались сбыть в Саратове, тамошние скупщики сразу попали в поле зрения местных сыщиков и тотчас были арестованы вместе с золотом. Перекупщиков допрашивал заместитель начальника местной полиции Иван Свитнев. В процессе беседы всплыла фамилия человека, который отдал товар на продажу – Самарин. И тут опытный сыщик вспомнил, что несколько лет назад в городе появился известный московский вор Константин Полежаев, который купил часть дома на Рождественской улице и зарегистрировался там под фамилией Самарин.
Конечно, это могло оказаться совпадением, но факт требовал проверки. Свитнев с коллегами отправились по известному адресу, застали там Полежаева-Самарина, провели обыск и нашли у него несколько килограммов золотых церковных реликвий. Полежаев не стал запираться и признался, что похитил все это в Патриаршей ризнице в Москве. Он утверждал, что был один. Свитнев ему не поверил, но повторный допрос провести не удалось, поскольку ночью вор повесился в камере. Самоубийство, конечно, вызывало сомнения, но сделать уже было ничего нельзя.
Свитнев отправился в Москву, где принял участие в дальнейшем расследовании. В конце концов, выяснилось, что Константин Полежаев принадлежал к семейному преступному клану, двое его братьев не могли принимать участие в этом ограблении, а вот третий, Дмитрий, который выдавал себя за богатого коммерсанта по имени Виктор Попов и оказался вторым участником ограбления. Сыщики арестовали его в тот момент, когда он возвращался из поездки на отдых в Ялту, прямо на платформе вокзала. На этом реальная история была закончена.
Выяснилось, что преступники проехали в Кремль на подводе, залезли в Ризницу по веревке и водосточной трубе, взяли все, что им приглянулось, а потом на своей подводе с комфортом вывезли.
В книге сразу после ограбления похищенное прятали в московском штабе анархистов. Но в действительности, политика ни с какой стороны в эту историю не была замешана, это было чисто уголовное преступление. Так же нет никакой реальной информации о том, что в ризнице хранились сокровища какой-либо монархической организации. Хотя Юрий Кларов мог знать о каких-то реальных попытках освободить царскую семью и создать ля этого некую организацию патриотически-настроенных дворян. Среди его знакомых в Архангельске были живые свидетели и участники тех событий, и их рассказы он мог творчески переработать.