nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ВИКТОР ЭЛЬПИДИФОРОВИЧ БОРИСОВ-МУСАТОВ
(2 апреля 1870 – 26 октября 1905)

          Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в семье железнодорожного служащего Эльпидифора Борисовича Мусатова. Когда мальчику было три года, с ним случилось несчастье, он неудачно упал и травмировал позвоночник. В результате развившейся болезни на всю жизнь он остался горбуном.
          Рисовать Виктор начал с шести лет, и родители очень поддерживали увлечение сына. Первые опыты работы с натурой Борисов-Мусатов получил еще в детстве на острове Зеленый близ Саратова. Мальчик вообще мало общался со сверстниками, что не удивительно, если учесть его физический недостаток, и предпочитал жить в мире своих фантазий.
          В одиннадцать лет Виктор поступил в Саратовское реальное училище, где его художественные способности заметил и стал развивать учитель рисования, недавний выпускник петербургской Академии художеств В.Коновалов. Борисов-Мусатов много занимался с Коноваловым в его домашней студии. Именно он подвигнул мальчика к серьезным занятиям живописью и познакомил с новейшими течениями современного искусства.
          В 1884 году Виктор покинул училище, но занятия живописью не прекратил. Шесть лет спустя, в 1890 году, он отправился в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через год он уже оказался в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. В этом же 1891 году он впервые начал подписываться как Борисов-Мусатов. Он взял это имя, поступая в Академию, поскольку в московском Училище постоянно путались, называя его то Мусатовым, то Борисовым (по отчеству – Борисов сын). В Академии Борисов-Мусатов посещал мастерскую П.Чистякова. Однако, получить систематическое художественное образование ему так и не довелось.
          В 1893 году Борисов-Мусатов перенес хирургическую операцию, и врачи сочли климат Петербурга губительным для его здоровья. Он снова вернулся в московское Училище, где занимался в мастерской Поленова.
          Летом 1895 года Борисов-Мусатов съездил в Крым и на Кавказ, а после этого отправился в Париж, где провел с небольшими перерывами, когда возвращался в родной Саратов, целых три года. Этому путешествию предшествовала любовная драма. Борисов-Мусатов сделал предложение художнице Е.Александровой и получил отказ. В Париже он работал в мастерской Ф.Кормона, изучал работы старых мастеров и новые художественные течения французского и европейского искусства.
Лето 1896 года он провел в Саратове, где познакомился с П.Кузнецовым, П.Уткиным, К.Петровым-Водкиным и скульптором А.Матвеевым. Впоследствии исследователи объединили этих художников в так называемую «саратовскую школу» живописи.
          В 1898 году после еще одной операции Борисов-Мусатов окончательно вернулся в Саратов. С этого времени он начал писать свои знаменитые полотна, в которых видна ностальгия по ушедшим временам. В 1899 году Борисов-Мусатов вступает в Московское товарищество художников, а в 1901 году впервые участвует в их выставке. В том же году он посетил имение князей Прозоровских-Голицыных Зубриловку, и местные пейзажи стали фоном многих из его произведений. Художник сблизился с «Миром искусства», и его работы получили признание в среде мирискусников.
          Активному участию Борисова-Мусатова в художественной жизни России мешало то, что он жил в Саратове, провинциальном городе, отдаленном от культурных центров России. В 1903 году он перебрался ближе к Москве, поселившись в Подольске. К тому времени Борисов-Мусатов уже был женат. Художница Е.Александрова приняла его предложение, сделанное во второй раз.
          В 1903 году Борисов-Мусатов вступил в Союз русских художников. С этого времени он начал активно выставляться, и его работы получили всеобщее признание. Годом ранее художник познакомился и близко сошелся с семейством Станюковичей. Н.Ю.Станюкович вместе с сестрой художника Е.Мусатовой стали постоянными моделями художника.
          В 1904 году Борисов-Мусатов с успехом показывает свою персональную выставку в городах Германии (Гамбург, Мюнхен, Берлин, Дрезден), а в 1905 году представляет свои картины в парижском Салоне, после чего становится членом французского Общества изящных искусств.
    На исходе 1904 года у Борисова-Мусатова рождается дочь Марианна, и семья живет очень скудно, почти бедствуя, поскольку, несмотря на растущий успех, доходов его картины почти не приносят. В марте 1905 года Борисов-Мусатов вновь переезжает, на сей раз в Тарусу, на дачу профессора И.Цветаева (отца Марины Цветаевой).
          В последние месяцы жизни художник пережил всплеск творческой активности. Его как будто совершенно не волновали все бури окружающего мира, политические события, потрясающие Россию в эту эпоху, он по-прежнему существовал в собственном иллюзорном окружении. Единственным событием, которое его  потрясло в это время, была смерть Н.Станюкович. В память о ней Борисов-Мусатов начал писать свою последнюю работу «Реквием», так и оставшуюся незавершенной.
   Борисов-Мусатов умер ранним утром 26 ноября 1905 года и был похоронен на тарусском кладбище, на высоком берегу Оки.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments