(5 марта 1856 – 1 апреля 1910)
Часть 2.
Из Киева Врубель уехал в Москву, где сблизился с Саввой Мамонтовым и его «абрамцевским кружком». В Абрамцеве Врубель увлекся скульптурой, экспериментировал с керамикой, занимался оформлением театральных постановок, интерьерным дизайном, работал над декоративными панно. В 1890 году он впервые выставил своего знаменитого «Демона сидящего», явившегося манифестом искусства эпохи символизма и модернизма.
В 1896 году состоялась первая персональная выставка Врубеля. Ее проведение оказалось результатом скандальной истории. С.Мамонтов, занимавшийся оформлением Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно для оформления художественного отдела. Работы Врубеля «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», представленные комиссии Академии художеств, были отвергнуты как «нехудожественные». В ответ на это, Мамонтов на собственные средства соорудил специальный павильон с огромной надписью на крыше «Панно Врубеля», где демонстрировались кроме заказанных еще шесть живописных работ художника и две его скульптуры.
Сразу после этой выставки Врубель женился. Его избранницей стала певица Надежда Забела. Они обвенчались летом в Женеве, а по возвращению в Россию Забела стала ведущим сопрано частной оперы Мамонтова. Следующие пять лет стали для Врубеля исключительно плодотворными. Именно в это время он создал практически все свои самые известные работы, много выставлялся на выставках «Мира искусства», венского Сецессиона и т.д. Он сблизился с мирискусниками, хотя они не всегда принимали его творческие поиски.
Очевидно, что напряженная работа подорвала и без того неустойчивую психику художника. С начала 1890-х годов исследователи отмечают болезненные изменения в его психическом состоянии, усугубленные сифилисом, которым он заразился в 1892 году, и неумеренным употреблением алкоголя.
В 1901 году у Врубеля родился сын Савва. К сожалению, ребенок появился на свет с заячьей губой, что произвело на отца тягостное впечатление. До этого в 1899 году умер его отец, которого он очень любил. Все эти переживания еще более ухудшили психическое здоровье художника.
Сначала друзья заметили, что Врубель стал гораздо более нетерпим к чужому мнению, и признавал только собственные заслуги и собственную гениальность. В начале 1902 года В.Бехтерев диагностировал у него неизлечимую болезнь, сухотку головного мозга (прогрессивный паралич), которая могла закончиться сумасшествием. Неблагоприятный прогноз вскоре оправдался в полной мере. После смерти сына в 1903 году Врубель начал регулярно лечиться в психиатрических клиниках.
За год до этого он представил на выставке «Мира искусства» картину «Демон поверженный», ужаснувшую публику какой-то инфернальной атмосферой, ощущением разложения мироздания. Врубель без конца исправлял и менял лицо Демона, пока оно не стало совершенно устрашающим. Вероятно, в этой картине уже в полной мере проявились признаки душевного заболевания художника.
До 1906 года маниакально-депрессивное состояние Врубеля временами сменяли периоды просветления. Тогда он продолжал работать. В 1905 году он даже был избран академиком живописи. Но это было последнее значительное событие в его жизни, которое он смог осознать. В 1906 году он еще и ослеп, и последние четыре года жизни провел в состоянии почти полного безумия.
Врубель умер 1 апреля 1910 года в петербургской клинике доктора Бари. На его похоронах собрались все представители творческой элиты дореволюционной России, в том числе и Александр Блок, который произнес проникновенную речь, где назвал художника «вестником иных миров».