nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ЖЕНЩИНЫ ЗА МОЛЬБЕРТОМ:
БИТВА ЗА РАВНОПРАВИЕ

Часть 2.

          В 19 веке дамы еще довольно робко, но уже последовательно начинают участвовать в самых новых и модных художественных течениях. Среди импрессионистов, наприемер, блистали Берта Моризо (Франция, 1841 – 1895) и Мэри Кессет (США, 1844 – 1926).

 Эдуард Мане. Портрет Берты Моризо  

            Берта Моризо, происходившая из состоятельной и респектабельной буржуазной семьи вместе с сестрой начала брать уроки живописи и, возможно, несколько неожиданно для себя познакомилась с кругом будущих импрессионистов. Она даже вышла замуж за брата самого Эдуарда Мане, Эжена. В ее артистическом салоне собиралась вся творческая элита Париже, а  ее работы, написанные в стиле импрессионистической живописи, неизменно привлекали внимание публики. В отличие от собратьев по цеху, ее больше хвалили, чем ругали. Моризо много экспериментировала в своих работах и с течением времени меняла манеру письма. Она одной из первых начала писать на незагрунтованном холсте.

           
        Берта Моризо. У колыбели                              Берта Моризо. На веранде



Эдуард Мане. Портрет Евы Гонсалес

           Ее коллегой по цеху была Ева Гонсалес (1849 – 1883), которую также считают близкой к импрессионизму, хотя она и старалась выработать свой собственный стиль и принципиально не участвовала ни в одной выставке импрессионистов. Гонсалес была смешанного испано-бельгийского происхождения и родилась в музыкальной семье, однако предпочла занятия живописью. Сначала она занималась в студии  у художника Шарля Шаплена, которые принимал к себе в мастерскую только женщин, а потом начала работать самостоятельно. Она писала портреты, пейзажи и натюрморты, в которые специалисты видят некоторое влияние Эдуарда Мане. Гонсалес вышла замуж за художника-графика Анри Жерара, близкого друга Мане, брак продлился четыре года. В мае 1883 года Гонсалес умерла от осложнений после родов.

           
      Ева Гонсалес. Горнист                              Ева Гонсалес. Няня с ребенком


Мэри Кессет. Автопортрет. 1878

          Мэри Кэссет, уроженка Питтсбурга, получив образование в Академии в Пенсильвании, приехала в Париж, и там окончательно сложилась ее творческая манера, близкая импрессионизму. Она, так же как и Моризо, писала в основном жанровые сцены и портреты. Обе художницы, каждая по-своему воспевали мир женщины своего времени, и по-прежнему, это – семья, материнство, окружающий быт, которым Мэри Кэссет любуется и восхищается, и из которого Берта Моризо умудряется сотворить праздник.

 
Мэри Кэссет. Маленькая девочка в синем кресле                                Мэри Кэссет. В опере



  Сюзанна Валадон. Автопортрет. 1898

    Несколько особняком в эту эпоху стоит творчество Сюзанны Валадон (настоящее имя – Мария-Клементина Валад, (1865 – 1938)), женщины необычной судьбы. Дочь незамужней прачки, она начала свой путь в искусстве в качестве цирковой акробатки, затем работала моделью, причем позировала самым знаменитым художникам, таким как Пюви де Шаванн, Ренуар, Тулуз-Лотрек, Дега.
         
Сюзанна Валадон. Морис Утрилло

          От одного из них она родила сына (точно от кого, неизвестно, возможно, она и сама не знала), который тоже впоследствии стал знаменитым художником, прославившимся под именем Мориса Утрилло (1883 – 1955). В 1893 году у нее был роман с Эриком Сати, знаменитым композитором и пианистом, единственный в его жизни.
        
Сюзанна Валадон. Портрет Эрика Сати

           Когда Сюзанна сама занялась живописью, то достигла на этом поприще немалых успехов. Ее друзья, Дега и Тулуз-Лотрек, отмечали  исключительную чистоту линий в ее работах. В своем искусстве Валандон была настоящей перфекционисткой, никогда не выставляла картину, если не была ею довольна, а работа над полотном могла продолжаться более 10 лет. Валадон писала портреты и натюрморты, обнаженную натуру и жанровые сцены, и также как и ее предшественницы предлагала свой взгляд на мир женщины.
        
Сюзанна Валадон. Брошенная кукла

           Она была весьма эксцентричной особой, как бы предвосхищая артистические эскапады художников ХХ века. Могла, например, появиться в обществе с букетиком моркови. По слухам, она ела свои неудачные картины, держала в студии козу, а по пятницам, в постный день, кормила своих кошек икрой.
          В отличие от многих своих коллег по цеху, Валадон еще при жизни добилась и признания и материального достатка. Но для женщины, рожденной в 19 веке, все это еще было счастливым исключением из правил.

        Путь в искусство в для женщины 19 века – это еще опасная и неведомая тропа, на которую отваживались вступить лишь очень немногие бесстрашные и отчаянные дамы, обладающие почти религиозной верой в свой талант и в свое предназначение…

Продолжение следует…

 
Subscribe

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    Франсиско Гойя. Колосс (Паника). 1810 (мои проблемы и мое их восприятие в данный момент) Наверное, у каждого бывают такие периоды…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Жак Оффенбах. Фотография Надара, 1870-е гг. Однажды композитор Жак Оффенбах, пребывая в исключительно дурном настроении, начал…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1842 Известный критик Виссарион Белинский со свойственной ему прямотой и искренностью, часто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments