БИТВА ЗА РАВНОПРАВИЕ
Часть 2.
В 19 веке дамы еще довольно робко, но уже последовательно начинают участвовать в самых новых и модных художественных течениях. Среди импрессионистов, наприемер, блистали Берта Моризо (Франция, 1841 – 1895) и Мэри Кессет (США, 1844 – 1926).
Эдуард Мане. Портрет Берты Моризо
Берта Моризо, происходившая из состоятельной и респектабельной буржуазной семьи вместе с сестрой начала брать уроки живописи и, возможно, несколько неожиданно для себя познакомилась с кругом будущих импрессионистов. Она даже вышла замуж за брата самого Эдуарда Мане, Эжена. В ее артистическом салоне собиралась вся творческая элита Париже, а ее работы, написанные в стиле импрессионистической живописи, неизменно привлекали внимание публики. В отличие от собратьев по цеху, ее больше хвалили, чем ругали. Моризо много экспериментировала в своих работах и с течением времени меняла манеру письма. Она одной из первых начала писать на незагрунтованном холсте.
Берта Моризо. У колыбели Берта Моризо. На веранде
Эдуард Мане. Портрет Евы Гонсалес
Ее коллегой по цеху была Ева Гонсалес (1849 – 1883), которую также считают близкой к импрессионизму, хотя она и старалась выработать свой собственный стиль и принципиально не участвовала ни в одной выставке импрессионистов. Гонсалес была смешанного испано-бельгийского происхождения и родилась в музыкальной семье, однако предпочла занятия живописью. Сначала она занималась в студии у художника Шарля Шаплена, которые принимал к себе в мастерскую только женщин, а потом начала работать самостоятельно. Она писала портреты, пейзажи и натюрморты, в которые специалисты видят некоторое влияние Эдуарда Мане. Гонсалес вышла замуж за художника-графика Анри Жерара, близкого друга Мане, брак продлился четыре года. В мае 1883 года Гонсалес умерла от осложнений после родов.
Ева Гонсалес. Горнист Ева Гонсалес. Няня с ребенком
Мэри Кессет. Автопортрет. 1878
Мэри Кэссет, уроженка Питтсбурга, получив образование в Академии в Пенсильвании, приехала в Париж, и там окончательно сложилась ее творческая манера, близкая импрессионизму. Она, так же как и Моризо, писала в основном жанровые сцены и портреты. Обе художницы, каждая по-своему воспевали мир женщины своего времени, и по-прежнему, это – семья, материнство, окружающий быт, которым Мэри Кэссет любуется и восхищается, и из которого Берта Моризо умудряется сотворить праздник.
Мэри Кэссет. Маленькая девочка в синем кресле Мэри Кэссет. В опере
Сюзанна Валадон. Автопортрет. 1898
Несколько особняком в эту эпоху стоит творчество Сюзанны Валадон (настоящее имя – Мария-Клементина Валад, (1865 – 1938)), женщины необычной судьбы. Дочь незамужней прачки, она начала свой путь в искусстве в качестве цирковой акробатки, затем работала моделью, причем позировала самым знаменитым художникам, таким как Пюви де Шаванн, Ренуар, Тулуз-Лотрек, Дега.
Сюзанна Валадон. Морис Утрилло
От одного из них она родила сына (точно от кого, неизвестно, возможно, она и сама не знала), который тоже впоследствии стал знаменитым художником, прославившимся под именем Мориса Утрилло (1883 – 1955). В 1893 году у нее был роман с Эриком Сати, знаменитым композитором и пианистом, единственный в его жизни.
Сюзанна Валадон. Портрет Эрика Сати
Когда Сюзанна сама занялась живописью, то достигла на этом поприще немалых успехов. Ее друзья, Дега и Тулуз-Лотрек, отмечали исключительную чистоту линий в ее работах. В своем искусстве Валандон была настоящей перфекционисткой, никогда не выставляла картину, если не была ею довольна, а работа над полотном могла продолжаться более 10 лет. Валадон писала портреты и натюрморты, обнаженную натуру и жанровые сцены, и также как и ее предшественницы предлагала свой взгляд на мир женщины.
Сюзанна Валадон. Брошенная кукла
Она была весьма эксцентричной особой, как бы предвосхищая артистические эскапады художников ХХ века. Могла, например, появиться в обществе с букетиком моркови. По слухам, она ела свои неудачные картины, держала в студии козу, а по пятницам, в постный день, кормила своих кошек икрой.
В отличие от многих своих коллег по цеху, Валадон еще при жизни добилась и признания и материального достатка. Но для женщины, рожденной в 19 веке, все это еще было счастливым исключением из правил.
Путь в искусство в для женщины 19 века – это еще опасная и неведомая тропа, на которую отваживались вступить лишь очень немногие бесстрашные и отчаянные дамы, обладающие почти религиозной верой в свой талант и в свое предназначение…
Продолжение следует…