nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ИСКУССТВО, КИНО И КРИМИНАЛ

«ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТОГО ЛУКИ»:
КИНО И РЕАЛЬНОСТЬ

Часть 1.

         Фильм «Возвращение святого Луки» стал культовым только благодаря Владиславу Дворжецкому, который исполнил в нем главную отрицательную роль, бандита по кличке Граф. Хотя остальные актеры также составляли элиту отечественного кино, но Дворжецкий явно переиграл и маститого Всеволода Санаева и колоритную Екатерину Васильеву и профессионально безупречного Олега Басилашвили.
        В основу этого фильма легла реальная криминальная история, произошедшая в 1965 году, но в жизни, как это всегда и бывает, события развивались несколько иначе, чем в фильме.

     
              Святой Лука                                    Святой Марк

     
              Святой Матфей                               Святой Иоанн

        Картина «Святой Лука» Франса Хальса изначально входила в серию из четырех картин, на которых были изображены четыре Евангелиста. Картина прошла довольно непростой путь, прежде чем попала в Россию. Предполагается, что Хальс выполнил эту работу по заказу для небольшой частной церкви или часовни. Документально подтверждено, что в 1760 году эти картины входили в наследство голландского художника Герарде Хоэта Младшего, а в 1771 году были приобретены Екатериной II для коллекции Эрмитажа. Впрочем, их посчитали не слишком ценными, и они находились в запасниках до 1812 года, пока по личному распоряжению Александра I не были переданы в Таврическую губернию для украшения католических храмов Таврической губернии. К середине 19 века цикл уже был разделен, в в смутные послереволюционные 20-е годы все картины оказались утраченными, во всяком случае они исчезли и с музейного и с антикварного горизонта.
        По утверждению режиссера Анатолия Бобровского, в 1950-х годах куратор Одесского музея западного и восточного искусства приобрел «Святого Луку» на одесском Привозе за 9 рублей. Впрочем, скорее всего это городская легенда, а в действительности картины хранились в запасниках Одесской картинной галереи русского искусства, откуда в 1920 году их и передали в ведение нового Одесского музея западного и восточного искусства. Точнее, в Одессе остались «Лука» и «Матфей», а «Марк» и «Иоанн» были вывезены за границу. В настоящее время «Иоанн» хранится в
галерее Гетти в Лос-Анжелосе, а вот «Марка» не так давно выкупил у частного коллекционера фонд Алишера Усманова, а позднее в ноябре 2013 картину передали в Пушкинский музей.
        «Святого Луку», так же как и «Святого Матфея» для искусствоведов фактически заново открыла сотрудница Эрмитажа Ирина Линник, которая в 1958 году занималась исследования в фондах Одесского музея западного и восточного искусства. С ее подачи в 1965 году «Святой Лука» и «Святой Матфей» и были отправлены на выставку в Москву, в Пушкинский музей.
       
Продолжение следует…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments