Часть 7.
Тема женщины пронизывает буквально все художественные произведения XVIII века. Эту эпоху называют классическим веком женщины или же галантным веком. Аббат Прево, например, в «Истории одной гречанки» так говорит об отношении к женщине в современном ему европейском мире: «…мы относимся к женщинам скорее как к королевам, чем как к рабыням, безраздельно посвящаем им жизнь и просим за это только ласки, нежности и добронравия…».




Одним из определяющих для культуры рококо является также понятие «галантности».

Все явления культуры и искусства в эпоху рококо сходятся в одной точке – в салоне, который становится основной культурной формой. Все остальное лишь в той или иной степени дополняет его: живопись и музыка создают атмосферу, театральные новинки служат поводом для дискуссий, так же как и новые книги или политические и светские новости, а танцы и игры оказываются способом общения.

Людей этой эпохи не отличала исключительная рафинированность пристрастий и образа жизни, их шутки, похождения, любовные истории, описанные, например, у Аиссе или в дневнике Барбье, порой кажутся слишком грубыми и вызывающими. Например, шутка, которую сыграли несколько неизвестных молодых людей со знаменитым хирургом Изе, похитив его и заставив пустить кровь человеку в белом, похожему на привидение, или история с каноником Пети де Монтампюи, явившемся в театр переодетым в женское платье.

К тому же простота нравов, иногда доходящая до распущенности, фривольность отношений во времена регента Филиппа Орлеанского и Людовика XV стали в определенной степени нарицательными.
И в то же время люди эпохи рококо способны испытывать и описывать тончайшие движения души, причем это кажется настолько обычным и естественным, что становится предметом обсуждения в частной переписке.
Эти переживания, мельчайшие нюансы эмоций тоже являются одной из составляющих мифа о Цитере, которую каждый из людей рококо ищет и одновременно создает вокруг себя сам. Они очень хорошо соотносятся с тонкими переливами красок в картинах Ватто и звенящими струнами лютни или клавесина, звуки которых сливаются в прелестные изысканные мелодии. Атмосфера отелей тоже способствует созданию Цитеры в реальном мире, причем не только своим особым оформлением комнат, но и созданием садов вокруг особняков, и даже тем стилем общения и кругом интересов, который был присущ людям рококо.

Основная задача искусства в первой половине XVIII века применительно к салону заключалась в создании настроения, а салон оказался наиболее гармоничной формой человеческого существования в эту эпоху. Однако не следует забывать, что рококо было культурной средой не слишком обширного круга людей, куда входила высшая аристократия, дворянство, крупная буржуазия и, собственно, создатели стиля, "творческая интеллигенция": артисты, литераторы, музыканты и, в меньшей степени, художники и архитекторы. Но именно они были более всего склонны к чувственному мировосприятию, принесенному в жизнь рокайльной культурой.