Фильм «Старики-разбойники», вероятно, может считаться одной из самых трогательных комедий Эльдара Рязанова. Но один из эпизодов его, который неизменно вызывал и вызывает восторг у зрителей, казажется также и самым невероятным. Чтобы помочь главному герою, которого было решено отправить на пенсию, остаться на должности следователя, его друг помогает ему организовать «преступление века» - украсть картину Рембрандта из музея. Не заморачиваясь с тем, чтобы отключать сигнализацию, устраивать взлом и так далее, герои просто зашли в музейный зал, сняли картину и забрали ее с собой. Смотрители и экскурсоводы вполне удовлетворились объяснением, что картина взята на реставрацию.
Конечно, мы всегда смеялись наивности музейных работников и полагали, что в реальной жизни ничего подобного быть не может. Но реальность как всегда превзошла сюжет, изобретенный сценаристами.
22 марта 2001 года из Эрмитажа была похищена картина французского художника Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме». Картина находилась в одном из залов западно-европейской живописи в числе прочих не самых ценных полотен. Именно поэтому она и не была подключена к сигнализации. Ситуация усугубилась тем, что смотритель этого зала, пожилая дама, отправилась получать зарплату в кассу, чисто символически перегородив вход в зал музейным красным канатом.
Похититель, молодой мужчина лет тридцати уверенно прошел в зал, вырезал картину из рамы, свернул холст и вышел их музея. Когда кто-то из сотрудников заметил пропажу, преступник уже был далеко.
Мотивы это преступления казались не слишком понятными. Вероятнее всего картина была взята под заказ. Дело в том, что Жан-Леон Жером никогда не относился к мастерам «первого эшелона», безусловным и признанным гениям, то есть тем, чьи картины можно легко реализовать на черном антикварном рынке. Тем более, что ориентализм, художественное направление середины 19 века, в сущности, был всего лишь ответвлением академизма, не самого популярного стиля в наше время. Конечно, есть и сейчас любители обнаженных женских тел, помещенных в пышные восточные интерьеры. Так что, заказ от любителя подобных сюжетов был первой версией, которую разрабатывали сыщики.
Была и вторая версия, которую высказал сам директор Эрмитажа, Михаил Пиотровский. Он предположил, что картина могла быть украдена человеком с не слишком устойчивой психикой, на которого как-то не слишком адекватно подействовал относительный эротизм картины.
Был составлен фоторобот подозреваемого, человека со свертком в руках, которого заметили около музея приблизительно во время исчезновения картины. Сыщики активно разрабатывали версию, что к краже были причастны сотрудники музея.
В итоге, следствие длилось пять лет, и результатов никаких не принесло, что косвенно подтверждало версию Пиотровского о маньяке-одиночке. Если бы картина хоть как-то проявилась в среде антикваров, то сыщики, через своих осведомителей в этой среде, скорее всего получили бы какие-то, хотя бы косвенные сведения о ней.
Но этим история не кончилась. Ее продолжение было вполне в духе рязановской комедии. В декабре 2006 года в приемную председателя КПРФ Геннадия Зюганова в Госдуме позвонил неизвестный. Это человек заявил, что верит только коммунистам и что он должен передать Зюганову лично в руки нечто ценное, что тот должен вернуть государству и народу. Один из однопартийцев Зюганова встретился со звонившим и получил от него картину, сложенную вчетверо и завернутую в несколько пакетов.
Как выяснилось позднее, это и была украденная картины Жерома. Дело о похищении картины было возобновлено, но похититель так и остался неизвестным. Найденная картина была в плохом состоянии, и ее реставрация, к сожалению, не смогла полностью устранить все приобретенные дефекты. Однако ее уже начали экспонировать, так что, также как и в фильме эта история закончилась относительно благополучно.