Слово андеграунд – underground – в переводе с английского языка означает подполье.
Понятие андеграунда в искусстве возникло в США после второй мировой войны, и было тесно связано с контркультурой. Художники андеграунда противопоставляли себя буржуазной среде, и отрицали все ограничения и условности искусства, которые были приняты в «приличном» обществе. Американский андеграунд выбирал для воплощения самые скандальные темы – сексуальную революцию, наркотики, жизнь маргинальных слоев населения, преступления. Все это в целом должно было шокировать общество, и заставить людей задуматься о тех проблемах, о которых было не принято говорить публично.
В Советском Союзе движение андеграунда началось с середины 1950-х годов, со времени хрущевской «оттепели», и термин этот обозначал искусство непризнанное или даже гонимое официальными властями. Среди представителей андеграунда были не только художники, но также писатели и музыканты.
Самые значительные группировки советского андеграунда:
· «Лианозовская»: с 1956 до середины 1970-х гг.; участники – Е. и Л. Кропивницкие, Л.Мастеркова, В.Немухин, Н.Вечтомов, О.Рабин и др.
· студия Элия Белютина: с середины 1950-х до середины 1970-х гг.
· «Сретенский бульвар»: с 1960 до середины 1970-х гг.; участники – И.Кабаков, Ю.Соболев, А.Брусиловский, Э.Неизвестный, Ю.Соостер;
· «Движение»: с 1962 года; участники – Л.Нусберг, Ф.Инфанте и др.
· «Арго»: с 1970 года; участники - Ф.Инфанте, Н.Горюнова и др.
· «Коллективные действия»: с 1975 года, участники – А.Монастырский. Н.Панитков, Г.Кизевальтер, И.Макаревич, Н.Алексеев, С.Ромашко и др.
· «Гнездо»: с 1975 года; участники – М.Федоров-Рошаль, Г.Донской, В.Скерсис и др.
· «Мухоморы»: с 1978 года; участники – С.Гундлах, К.Звездочетов, В.Мироненко и др.
· «Клуб авангардистов»: вторая половина 1980-х годов.
· «Чемпионы мира»: вторая половина 1980-х годов.
В русле андеграунда работали также и некоторые художники, не принадлежавшие к группировкам, но относившие себя к различным оппозиционным художественным направлениям, например, А.Зверев, В.Сидур, Э.Булатов, И.Чуйков, В.Комар и А.Меламид.
Художники андеграунда в меру своих возможностей и пониманий приближали современное им искусство к его западным образцам. В сущности, это и была их основная цель, помимо возможности свободной самореализации вне рамок официального советского искусства.
Участники объединений или заново открывали для себя достижения русского искусства прошлых лет, не вписавшиеся в официозные рамки. Например, они изучали творчество Павла Филонова или авангардистов 1910-х-1920-х годов. Либо они организовывали новаторские акции в духе западных хеппеннингов и перформансов, но с чисто русским стремлением к свободе от идеологии и любых запретов в области духовной жизни.
Идеологические запреты, ограничения художники советского андеграунда вообще старались доводить до абсурда и тем самым показывать их глупость. В определенном смысле эти художники сделали очень много для того, чтобы в России был окончательно и бесповоротно разрушен тоталитарный строй, причем свою борьбу они вели на самом сложном направлении – в области идеологии.
В начале 1990-х годов все запреты, ограничивавшие свободу творчества в России, были сняты, и андеграунд фактически прекратил свое существование, либо видоизменился в различные радикальные художественные течения уже по образцу западных.