
Поскольку все провинциальные художественные музеи в России пережили советскую эпоху, они были просто обязаны иметь раздел советского искусства. Часто в эти экспозиции включали все подряд: и авангардные работы мастеров 1920-х годов, и монументальные академические полотна в стиле социалистического реализма, и уже гораздо более интересные картины художников «сурового стиля» 1960-х-70-х, когда в художественной жизни нашей страны наступило некоторое оживление, а молодые авторы занялись поисками новых тем и форм живописи.
Волевым решением партии Советский Союз был вырван из общемирового художественного

Многие провинциальные художественные музеи в 1990-е годы постарались свернуть экспозиции социалистического искусства, поскольку оно очень часто было исключительно идеологизировано. И эта старая партийная идеология совершенно не вписывалась в текущий момент. На местах остались только работы местных художников, прославляющих родные края, что всегда было актуальным, и будет оставаться таковым абсолютно в любую эпоху. Но теперь на волне нового интереса и переоценки значения искусства предыдущей эпохи музейные работники начали доставать из запасников полотна советской поры, а, следовательно, стоит немного углубиться в историю советского искусства.

В сущности, в этом русские авангардисты ничем не отличались от своих западных коллег по цеху. Точно также дадаисты в Цюрихе 1919 года призывали разрушить и уничтожить все традиционные формы искусства, этим же занимались итальянские футуристы и абстракционисты из

1920-е годы были исключительно бурным временем в художественном отношении. Новая власть еще пока не вмешивалась в художественный процесс, ей было не до них. Поэтому в это время создавались многочисленные художественные объединения, сплачивавшие единомышленников, проводились публичные диспуты, организовывались выставки, декларировавшие новые художественные принципы, за которые ратовали молодые представители нового искусства.
Все это кончилось в начале 1930-х годов. В 1932 году ЦК партии принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которое, в сущности, официально положило конец свободе творчества в Советском Союзе. После этого

Этот застой продолжался в нашей стране вплоть до конца 1950-х годов. Только во времена «оттепели» начался некоторый прогресс. В центральных художественных музеях из запасников стали доставать картины импрессионистов, фовистов и символистов, старательно спрятанные от глаз партийных функционеров. Те, кто выезжал за границу, начали привозить в страну альбомы и репродукции совсем новых художников, так что у нас тоже появилось некоторое представление о сюрреализме, абстракционизме и вообще о модернизме в искусстве. Соответственно, оживилась и художественная мысль в нашей стране.

Конечно, слишком много вольностей не было позволено и в это время. В 1963 году Хрущев разгромил знаменитую выставку «30 лет МОССХ», посвященную 30-летию создания Московского отделения Союза советских художников, что отнюдь не способствовало прогрессу художественной мысли.
Одним из немногих действительно новаторских художественных явлений в то время стал «суровый стиль». Картины мастеров этого направления узнать очень просто: четкие линии, резкие краски, рубленые лица, общее ощущение драматизма и господства суровой

Работы официально признанных художников 1960-х-1970-х годов еще довольно активно попадали в собрания провинциальных художественных музеев. Более поздние вещи, относящиеся к 1980-м-90-м годом, не говоря уже о работах мастеров неофициального искусства, диссидентов или представителей андеграунда найти в галереях провинции практически невозможно. Впрочем, кое-где ситуация уже начинает меняться, проводятся выставки, некоторые музеи получают подобные работы в дар или даже сами покупают их на аукционах. Но пока это еще большая редкость.