ХХ ВЕК НАЧИНАЕТСЯ…
Часть 3.
ХХ век принес славу Джорджии О`Кифф (1887 – 1986), первой профессиональной художницы Америки, а основы модернизма в числе прочих закладывала англичанка Ванесса Белл (1879 – 1961).

галерейщиком Альфредом Стиглицем, который прославил ее даже до того, как она начала выставляться как художница, показав публике серию фотографий обнаженной Джорджии).
Джорджия о`Кифф. Черный ирис. 1926
Джорджия О`Кифф прославилась картинами с весьма эротичными изображениями цветов, а также пейзажами, которые она сначала писала в штате Техас, где работала преподавателем рисования, а позднее в штате Нью-Мексико, где она жила на ранчо по приглашению некоей эксцентричной меценатки. Считается, что именно О`Кифф проторила дорогу американским женщинам в серьезное искусство.


Джорджия о`Кифф. Озеро и горы Джорджия о`Кифф. Череп коровы: красное,
белое и синее

Ванесса Белл проявила себя практически во всех живописных жанрах от портрета до натюрморта, и фактически создала свой собственный – сочетание натюрморта и пейзажа. Стиль живописи она тоже выработала особый, соединяя декоративность фовистов и формы абстрактной живописи. Белл вообще принято считать одним из лидеров английского постимпрессионизма.


Ванесса Белл. Портрет миссис Сент-Джон Ванесса Белл. Разговор. 1913-1916
Хатчинсон. 1916

В 1916 году Тамара вышла замуж за польского аристократа Тадеуша Лемпицкого, а после Октябрьской революции в 1918 году семья эмигрировала во Францию. С 1919 года Тамара начала учиться сначала в мастерской у Мориса Дени, затем у Андре Лота, а с 1920 года – активно выставляться.

С 1925 года она считалась одной из ведущих и самых модных художниц Европы. Выработанный Лемпицкой художественный стиль назвали «салонным кубизмом», поскольку художница использовала только некоторое обобщение и упрощение форм, и не доходила до полного развоплощения предметов, как это было у «настоящих» кубистов.
Тамара Лемпицка. Сент-Мориц
В определенной степени некоторые работы Лемпицкой можно считать манифестом феминизма, поскольку на них представлен новый тип женщины – уверенной в себе, деловой, самостоятельной, даже несколько агрессивной. Лемпицка прожила долгую жизнь, она много путешествовала по Европе, затем еще до начала второй мировой войны уехала в США, а закончила свои дни на собственной вилле в Мексике.


Тамара Лемпицка. Кизетт на балконе Тамара Лемпицка. Идиллия
Женщинам даже в ХХ веке так и не удалось добиться полного равноправия с мужчинами в искусстве. О них до сих пор принято говорить как о талантливых, выдающихся, неординарных художницах, но ни одну из них, так и не признали гениальной.
Возможно, особенно не повезло тем художницам, кто вышел замуж за коллегу по цеху. Ни Фриде Кало, ни Соне Делоне, ни Ли Краснер так и не удалось добиться полной независимости от имен своих гениальных мужей Диего Риверы, Делоне или Джексона Поллока. А многие из них вполне заслужили собственную равную славу…


Фрида Кало Фрида Кало. Диего и я. 1944


Ли Краснер Ли Краснер. Ночные создания


Соня Делоне Соня Делоне. Электрические призмы
Продолжение следует…