РОССИЯ ОТ ЕКАТЕРИНЫ II ДО НИКОЛАЯ I…
Часть 4.
В России вплоть до конца 19 века художницам была уготована участь талантливых дилетанток. Конечно, благодаря природному таланту, усилиям домашних учителей рисования и воспитанию, полученному в художественной среде, некоторые из дам все-таки смогли оставить свой след, пока еще не очень заметный, в истории русского искусства. Это была довольно пестрая компания женщин, совершенно не связанных между собой.
Но сначала несколько слов о единственной женщине, которая за все дореволюционное время существования Академии художеств, стала ее академиком. Увы, она была француженкой, а не русской, ее звали Мария-Анна Колло, и она была выдающимся скульптором-портретистом.
Мария-Анна Колло (1748 – 1821) начала свой творческий путь моделью в мастерской у скульптора Жана-Батиста Лемуана. Предполагается, что он и стал ее первым учителем. Когда ей было 16 лет, она стала ученицей в мастерской Этьена-Мориса Фальконе (1716 – 1791), и буквально за пару лет добилась признания. Ее наставник исключительно высоко ценил ее дар портретиста. Поэтому когда в 1766 году Фальконе пригласили в Россию для работы над конным памятником Петру I (впоследствии названным Медным Всадником), то он, не задумываясь, взял с собой и свою ученицу.
Мари-Анна Колло. Бюст Петра I Этьен-Морис Фальконе, Мари-АНна Колло. Памятник Петру I. 1766-67
Мария-Анна лепила голову Петра, и заказчица, которой была сама Екатерина II, осталась так довольна результатом, что Анне-Марии была назначена пожизненная пенсия в 10000 рублей. Звание академика 19-летняя скульптор получила так же благодаря пожеланию, высказанному императрицей (интересно, кто бы рискнул ей возразить).
Мари-Анна Колло. Портрет цесаревича Павла Петровича
Колло вместе со своим учителем и коллегой Фальконе проработала в России еще более десяти лет, и исполнила несколько исключительно талантливых скульптурных портретов, в том числе, например, и портрет наследника, цесаревича Павла Петровича.
Мари-Анна Колло. Бюст Этьена-Мориса Фальконе
Мария-Анна еще в России вышла замуж за сына Фальконе, художника Пьера Этьена, но брак оказался неудачным. Судя по всему, муж поколачивал жену, из-за чего она даже подавала на него официальную жалобу. Вполне возможно, что в основе этого семейного конфликта лежала элементарная зависть не особо талантливого отпрыска из художественной семьи к своей гениальной и признанной супруге, которая еще ко всему прочему всегда была завалена заказами и зараборатывала значительно больше мужа. Впорчем, свекра она нежно любила, и даже оставила работу, чтобы ухаживать за ним, когда на склоне лет Этьен-Морис тяжело заболел.
Неплохо рисовала и жена императора Павла I, императрица Мария Федоровна (1759 - 1828). Она освоила разные виды ремесла и художественного творчества, работала на токарном станке (видимо, это наследственное), вытачивая симпатичные поделки из янтаря, слоновой кости, даже из полудрагоценных камней (агата и яшмы). Позднее она освоила пастель и гравировку по «молочному стеклу». Одна из ее картин хранится в Русском музее, а также ее произведения можно увидеть в Общем кабинете Павловского дворца.
Общий кабинет Павловского дворца
Как художница-акварелистка работала на рубеже 18-19 века сестра лицейского товарища Александра Пушкина Александра Бакунина, Екатерина (1795 – 1869), в замужестве Полторацкая. Екатерина получила прекрасное домашнее образование, в том числе и художественное, в детстве и юности ее семья подолгу жила в Европе. Она считалась одной из первых красавиц Петербурга, в юности в нее был влюблен Пушкин, который посвятил ей около 20 стихотворений и внес ее имя в свой дон-жуанский список.
Позднее она была представлена ко Двору и стала любимой фрейлиной супруги Александра I Елизаветы Алексеевны. Екатерина Бакунина была довольно известной и популярной личностью в Петербурге, у нее бывали многие известные художники, а сама она брала уроки у Александра Брюллова (брата Карла). Ее саму писали и Орест Кипренский, и Петр Соколов, и Александр Брюллов. При всем при этом Екатерина Бакунина действительно была выдающейся портретисткой, работавшей в жанре акварели, весьма популярном и распространенном в то время, иногда даже брала заказы, писала портреты друзей и копировала известные произведения.
Петр Соколов. Портрет Полторацкого
Она вышла замуж исключительно поздно даже по современный меркам, в 39 лет, за отставного капитана Полторацкого, и при этом родила троих детей. Ее брак, видимо, получился довольно удачным.
Но, несмотря на то, что таких талантливых дилетанток в первой половине 19 века было немало, русские женщины в живописи в эту эпоху ничего серьезного сделать так и не смогли. Следующее поколение женщин продвинулось по пути к обретению профессии художника немного дальше…