Часть 2.
Совершенно особую роль сыграл в одном из расследований китайский фарфор династии Мин. Это дело было описано доктором Уотсоном под названием «Сиятельный клиент». Для успешного завершения расследования Холмсу нужно было добыть некую записную книжку, что было сложным делом, поскольку преступник известный в лондонском высшем обществе под именем барона Адельберта Грюнера, не расставался со своим досье, в котором были описаны все его любовные эскапады.
Холмс придумал оперативную комбинацию, в которой основным участником стал доктор Уотсон. Грюнер помимо коллекционирования любовных побед, был еще и страстным любителем и неплохим знатоком китайского фарфора. Поэтому, чтобы сыграть на его слабости, Холмс одолжил у одного из своих благодарных клиентов блюдце китайского фарфора династии Мин, вещь исключительно ценную и дорогую, и попросил Уотсона выдать себя за владельца этого раритета, а заодно и за коллегу-коллекционера.
Доктор Уотсон честно вызубрил по справочникам все, что полагалось знать человеку, который худо-бедно разбирается в предмете. Уотсон писал, что «…узнал о клеймах великих мастеров и художников, о печатях Хун-у, красонах Юнлу, сочинениях Тан-инь, и вершинах «примитивного» периода Сун и Юань». Впрочем, по окончании операции он собирался благополучно вцыкинуть из головы всю эту информацию подобно студенту, который готовится к экзамену в последнюю ночь перед ним, а выйдя из аудитории, забывает не только называние предмета, но и имя преподавателя. А вот Холмс, похоже, прекрасно разбирался не только в психологии своего противника, но и в китайском фарфоре, поскольку безошибочно выбрал вещь, перед которой не смог бы устоять никто из коллекционеров.
Еще одна история, связанная с любопытными предметами декоративно-прикладного искусства, была только упомянута доктором Уотсоном. Это было какое-то происшествие, связанное с ватиканскими камеями. Не совсем понятно, что здесь имелось в виду. Либо это были античные камеи, подобные эрмитажной камее Гонзага, хранившиеся в Ватикане, либо камеи, изготовленные уже в более позднее время с христианскими мотивами, но по той же древней технологии.