ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО В ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ
В нашей стране есть только два художественных музея, которые обладают настолько полными коллекциями зарубежного искусства, что могут представить зрителю мировой художественный процесс во всей его полноте. Это Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве.
Провинциальные художественные музеи очень часто имеет небольшие коллекции западноевропейского искусства, но чаще всего они составлялись из случайных произведений, попавших в музей самыми разными путями, поэтому ни о какой полноте, а тем более осознанности в формировании таких собраний говорить нельзя. Но, тем не менее, и в провинции попадаются очень интересные вещи достаточно высокого уровня. Как правило, такие работы выделяются в экспозиции особо.
Так что же из всего изобилия и многообразия западноевропейских художественных направлений и стилей мы сможем увидеть на стенах провинциального художественного музея? Да, в целом, не так уж и много. Следует помнить, что коллекции западноевропейского искусства складывались чаще всего из того, что было приобретено местными коллекционерами в 18-19 веках, или попало в музей из фондов Эрмитажа или Пушкинского музея. Прежде всего, это могут быть работы «малых голландцев», итальянская, французская и немецкая живопись 17-19 веков, реже работы испанских, фламандских,
швейцарских художников и еще реже – англичан.
Провинциальные коллекционеры в дореволюционной России отличались достаточно консервативными вкусами и собирали по мере своих возможностей классическое искусство. Так что не стоит в провинциальных экспозициях искать хотя бы даже импрессионистов и символистов. В 19 веке к ним относились скептически даже на их родине во Франции, а русские художники, бывавшие за границей и видевшие все эти новации, вообще отзывались о них весьма неодобрительно. У нас в стране на рубеже 19-20 века было собрано всего две значительных коллекции современного (на тот момент) западноевропейского искусства. Они принадлежали С.Щукину и С.Морозову, и легли в основу собраний современного западноевропейского искусства Эрмитажа и Пушкинского музея.