РОССИЯ ОТ НИКОЛАЯ I ДО НИКОЛАЯ II…
Часть 5.
Следующее поколение художниц можно было бы назвать младшими сестрами передвижников. Во всяком случае, одна настоящая младшая сестра среди них была – Елена Дмитриевна Поленова, сестра Василия Дмитриевича. Они уже имели возможность учиться не только у домашних учителей или пансионных наставников, двери профессиональных учебных заведений чуть-чуть приоткрылись и для них. По крайней мере, даже в Академию и в московское Училище дамы могли ходить заниматься на правах вольнослушателей. К тому же для них уже стали доступны частные студии за границей, где художники не боялись брать себе в ученики дам, а некоторые и вообще принимали в свои мастерские только женщин.
Но все-таки, это еще были исключения из правил. И Софья Кувшинникова (1847 – 1907), и Елена Поленова (1850 – 1898), и, Антонина Ржевская (1861 – 1934) так и не поднялись по степени признания их таланта до уровня своих знаменитых современников.
Софья Кувшинникова, возможно, была самой богемной особой из этого поколения художниц. Она была замужем за врачом Дмитрием Кувшинниковым, их небольшая квартира была настоящим салоном, где они принимали весь цвет московской литературной и художественной элиты. Помимо живописи Софья занималась еще и музыкой, она была превосходной пианисткой, а кроме того имела совсем не женское увлечение – охоту. Знакомые восхищались ее умением превратить любую заброшенную халупу в изысканный салон с помощью нескольких нехитрых дизайнерских приемов. Все отмечали ее безупречный вкус, мягкие, немного старомодные манеры, исключительное умение заботиться о своих близких и быть им полезной.
Более всего она прославилась в своем кругу романом с Исааком Левитаном, а еще тем, что именно она стала прототипом героини из знаменитого рассказа Антона Чехова «Попрыгунья».
За всеми этими околохудожественными сплетнями как-то забылось, что Софья Кувшинникова была очень неплохой пейзажисткой, вполне достойно работавшей в характерном для нашего искусства жанре лирического пейзажа. Ей прекрасно удавалось передать всю прелесть скромной, но такой поэтичной среднерусской природы. Вместе с Левитаном и с его другом художником Алексеем Степановым весной 1888 года она отправилась в путешествие по Оке до Нижнего Новгорода и дальше по Волге. Тогда они открыли для себя небольшой, но исключительно живописный городок Плёс. И особое вдохновение там нашли не только Левитан и Степанов, но и Кувшинникова.
Елена Поленова выросла в семье, где к художественному образованию детей подходили исключительно серьезно. Для детей, Василия, Веры, Алексея и самой младшей, Елены был приглашен в качестве учителя рисования тогда еще студент Академии художеств, а позднее признанный живописец и гениальный педагог Павел Петрович Чистяков. Елена позднее занималась в Школе Общества поощрения художников у Крамского, училась в Париже в нескольких керамических мастерских, но главным своим наставником всегда называла Чистякова.
Личная жизнь у Поленовой не сложилась, поэтому она посвящала все свое время искусству.
Несмотря на формальное отсутствие профессионального образования, она уже считалась профессиональной художницей и керамисткой, преподавала, участвовала в Мамонтовском кружке в Абрамцево на равных с прочими художниками, среди которых были и Поленов, и Коровин, и Врубель.
Во многом именно благодаря Елене Поленовой в художественной среде возник интерес к русскому народному творчеству, ремеслу, поскольку она очень интересовалась предметами народного была, народным декоративно-прикладным искусством, собирала наиболее выдающиеся образцы и была одним из инициаторов создания в Абрамцево музея народного творчества.
Ее работы исключительно декоративны, в них безошибочно определяется влияние народного искусства, которое было переосмыслено и профессионально трансформировано в формы, подходящие для восприятия зрителями.
Елена Поленова никогда не оставалась в тени своего брата и, возможно, после Мари-Анны Колло была следующей женщиной, официально признанной в России профессиональным художником. Она поняла это после того, как Общество поощрения художников вполне официально отправило ее на стажировку в Париж для работы в керамических мастерских и оплатило поездку.
Антонина Ржевская (урожденная Попова), которая была младше Поленовой на одиннадцать лет, уже имела возможность учиться живописи в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, хотя и на правах вольнослушательницы. Там ее учителем был Владимир Маковский.
Ржевская сразу вошла в круг признанных профессиональных художников, ее картины выставлялись с 1890 года на различных выставках, в том числе и на передвижнических. Кстати, она сама стала членом Товариществ в 1899 году, хотя скоро вышла из него из-за несогласия с их программой. Вообще, в Товарищество кроме нее была принята еще всего одна художница – Эмилия Шанкс в 1894 году.
Картины Ржевской, относящиеся к бытовому жанру, всегда положительно оценивались и зрителями и критикой. Были у нее и несомненные удачи, ее полотно «Веселая минутка» купил Третьяков для своей галереи, а знаменитую «Музыку» - известный меценат и коллекционер И.П.Свешников.
Но Ржевская еще не решалась подписывать картины своим именем, опасаясь негативного отношения к ней именно как к женщине в искусстве. Она, видимо, еще не смогла открыто бросить вызов обществу, где еще слишком сильны были гендерные предрассудки.
Ржевская довольно удачно вышла замуж за педагога из московской частной женской гимназии, у нее родились две дочери. На склоне лет она переехала в Тарусу, где жил ее зять, художник-анималист и скульптор В.А.Ватагин. Занятно, что Ватагин сначала женился на первой дочери Антонины Ржевской, а после смерти супруги взял в жены вторую.
После революции Ржевская продолжала жить в Тарусе, продолжала работать, даже преподавала там в студии, организованной при детском туберкулезном санатории.
И пара слов об Эмилии Шанкс (1857 – 1936), первой женщине, принятой в члены Товарищества передвижных художественных выставок. По происхождению она была англичанкой, но ее семья постоянно жила в России. Ее отец, британский предприниматель Джеймс Стюарт Шанкс, был владельцем ювелирной мастерской и одним из основателей торгового дома « Английский магазин Шанкса и Болена», одного из самых фешенебельных в Москве того времени. Естественно, магазин находился на Кузнецком мосту. В семье было шестеро детей, художницами стали две дочери, Эмили и Мэри.
Эмили училась как вольнослушатель в Московском Училище в мастерской Василия Поленова, где ее педагогами были также И.Прянишников и Вл.Маковский. Эмилия окончила Училище с присвоением звания классного художника и большой серебряной медалью за картину «Письмо няни».
Она участвовала практически во всех более-менее заметных художественных выставках в дореволюционной России, включая даже Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижнем Новгороде в 1896 году. В 1913 году переехала в Лондон, где и прожила до смерти.
Шанкс специализировалась в жанровой живописи, и ее можно назвать признанным мастером детских портретов и жанровых детских сцен. Ее картину «Новенькая в школе» приобрел Павел Третьяков.
Кстати, ее сестра Мэри (1866 - ?) считалась одним из признанных иллюстраторов произведений Льва Толстого.
Мэри Шанкс. Иллюстрация к произведению Льва Толстого
"Где любовь, там и Бог"
Продолжение следует…