
АГАТА КРИСТИ
Детективные писатели очень часто используют мир искусства в своих книгах. Во-первых, это всегда исключительно выигрышный фон для того, чтобы развернуть повествование. Во-вторых, художественные ценности и в книгах и в реальной жизни являются весьма лакомой приманкой для различного рода криминальных деятелей. И в книгах, и в жизни, произведения искусства похищают с целью перепродажи или выкупа, подделывают, ищут утраченное и т.п.

Но Агата Кристи в одном из своих романов, как всегда, оказывается исключительно оригинальна в использовании произведения искусства для развития сюжета. Это роман «Пять поросят» (в другом переводе «Шестнадцать лет спустя») (Five Little Pigs (Murder in Retrospect), 1942).
Завязка его довольно традиционна: к Эркюлю Пуаро обращается девушка с просьбой расследовать убийство, которое произошло шестнадцать лет назад. Тогда при невыясненных обстоятельствах от отравления умер ее отец, известный художник Эмиас Крейл. В убийстве обвинили его жену, Каролину. Мотив для присяжных был железный:

Разумеется, Пуаро блестяще провел расследование, установил невиновность жены, реабилитировав ее посмертно, и нашел истинную преступницу – ту самую молодую любовницу, портрет которой писал художник в последние минуты свое жизни.
Именно этот портрет и навел Пуаро на мысль о том, что же случилось на самом деле. Пуаро увидел эту картину в доме одного из друзей художника. Тот купил ее после смерти автора, полагая лучшей работой Крейла. Агата Кристи так описывает чувства, которые пережил сыщик перед полотном:
«…Сейчас перед ним было то, что сам художник считал своей лучшей работой, и Пуаро понял, каким выдающимся мастером был Эмиас Крейл. На первый взгляд картина касалась странной; ее можно было принять за рекламный плакат: чрезмерно резкие цветовые контрасты, гладкий мазок. Девушка в ярко-желтой блузке и синих брюках, освещенная ослепительным солнцем, сидящая на низкой каменной стене на фоне неспокойного моря. В сущности – сюжет для рекламного курортного местечка.
Но первое впечатление было обманчивым. Пропорции чуть сдвинуты, солнечный свет ослепительно ярок. Что же касается девушки… Это была сама жизнь, насыщенная молодостью, силой, красотой.
А глаза! Столько в них неукротимой, страстной молодой силы! Вот что художник увидел в Эльзе

Прелестная, грациозная фигурка, горделивый поворот головы, дерзкий торжествующий взгляд.
Пуаро всплеснул руками.
- Это потрясающе! Великолепно!
- Она была … такая юная, - тихо сказал мередит Блейк.
Пуаро опустил голову.
«Что кроется в словах «такая юная»? – думал он. – невинность, беспомощность, чистота? Но разве юность такова? Нет, юность сильна, прямолинейна, даже бывает жестока. И еще одно: юность легко ранима».
В финале романа Пуаро приходит к выводу, что именно Эльза Грир и была убийцей. И основным доказательством этого для него становится не анализ свидетельских показаний, а портрет:
«Пуаро подошел к картине, висящей на стене, и сдернул с нее чехол.
- При первом же взгляде можно понять, что перед нами не обычный портрет. Посмотрите внимательно – ведь это портрет убийцы, написанный ее жертвой. Это портрет девушки, которая смотрит, торжествуя смотрит, как умирает ее возлюбленный» ( пер. В.Тригорова).

