nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ИСКУССТВО В ДЕТЕКТИВАХ

ДЕТЕКТИВЫ И ИСКУССТВО:
АГАТА КРИСТИ

        Детективные писатели очень часто используют мир искусства в своих книгах. Во-первых, это всегда исключительно выигрышный фон для того, чтобы развернуть повествование. Во-вторых, художественные ценности и в книгах и в реальной жизни являются весьма лакомой приманкой для различного рода криминальных деятелей. И в книгах, и в жизни, произведения искусства похищают с целью перепродажи или выкупа, подделывают, ищут утраченное и т.п.
        Но Агата Кристи в одном из своих романов, как всегда, оказывается исключительно оригинальна в использовании произведения искусства для развития сюжета. Это роман «Пять поросят» (в другом переводе «Шестнадцать лет спустя») (Five Little Pigs (Murder in Retrospect), 1942).
        Завязка его довольно традиционна: к Эркюлю Пуаро обращается девушка с просьбой расследовать убийство, которое произошло шестнадцать лет назад. Тогда при невыясненных обстоятельствах от отравления умер ее отец, известный художник Эмиас Крейл. В убийстве обвинили  его жену, Каролину. Мотив для присяжных был железный: художник увлекся молодой девицей, дело шло к разводу, а жена, дама довольно экспансивная угрожала его убить, что слышали многие свидетели.
        Разумеется, Пуаро блестяще провел расследование, установил невиновность жены, реабилитировав ее посмертно, и нашел истинную преступницу – ту самую молодую любовницу, портрет которой писал художник в последние минуты свое жизни.
        Именно этот портрет и навел Пуаро на мысль о том, что же случилось на самом деле. Пуаро увидел эту картину в доме одного из друзей художника. Тот купил ее после смерти автора, полагая лучшей работой Крейла. Агата Кристи так описывает чувства, которые пережил сыщик перед полотном:
        «…Сейчас перед ним было то, что сам художник считал своей лучшей работой, и Пуаро понял, каким выдающимся мастером был Эмиас Крейл. На первый взгляд картина касалась странной; ее можно было принять за рекламный плакат: чрезмерно резкие цветовые контрасты, гладкий мазок. Девушка в ярко-желтой блузке и синих брюках, освещенная ослепительным солнцем, сидящая на низкой каменной стене на фоне неспокойного моря. В сущности – сюжет для рекламного курортного местечка.
        Но первое впечатление было обманчивым. Пропорции чуть сдвинуты, солнечный свет ослепительно ярок. Что же касается девушки… Это была сама жизнь, насыщенная молодостью, силой, красотой.
        А глаза! Столько в них неукротимой, страстной молодой силы! Вот что художник увидел в Эльзе Грир!.. Эльза – олицетворение жизни. Эльза – воплощение юности и красоты.
        Прелестная, грациозная фигурка, горделивый поворот головы, дерзкий торжествующий взгляд.
        Пуаро всплеснул руками.
        - Это потрясающе! Великолепно!
        - Она была … такая юная, - тихо сказал мередит Блейк.
        Пуаро опустил голову.
        «Что кроется в словах «такая юная»? – думал он. – невинность, беспомощность, чистота? Но разве юность такова? Нет, юность сильна, прямолинейна, даже бывает жестока. И еще одно: юность легко ранима».
        В финале романа Пуаро приходит к выводу, что именно Эльза Грир и была убийцей. И основным доказательством этого для него становится не анализ свидетельских показаний, а портрет:
        «Пуаро подошел к картине, висящей на стене, и сдернул с нее чехол.
        - При первом же взгляде можно понять, что перед нами не обычный портрет. Посмотрите внимательно – ведь это портрет убийцы, написанный ее жертвой. Это портрет девушки, которая смотрит, торжествуя смотрит, как умирает ее возлюбленный» ( пер. В.Тригорова).
       Судя по всему, если верить довольно поверхностному с искусствоведческой точки зрения описания картины в романе, работа Эмиаса Крейла была выполнена в стиле фовизма либо экспрессионизма. Об этом свидетельствует использование яркой локальной цветовой гаммы и довольно прямолинейная психологическая трактовка образа модели. Возможно, художник, описываемый Агатой Кристи, даже несколько опередил свое время, и в этой работе можно было бы увидеть начальные элементы поп-арта (картина похожа на плакат) или гиперреализма. С учетом того, что роман написан в 1942 году, а развитие этих художественных стилей началось с 1950-х, то в определенном смысле можно только восхититься прозорливостью писательницы, которая предвидела генеральное направление дальнейшего развития модернизма в западном искусстве.
         
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments