nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОКЛЯТИЕ ПОРТРЕТИСТОВ?
(Дурной глаз Ильи Репина)
       
          Еще с доисторических времен в нас живет представление о том, что через наше изображение коварный и могущественный колдун может похитить нашу душу, причинить нам вред и даже уничтожить. В цивилизованном мире люди перестали об этом задумываться, мы безо всяких  опасений тиражируем наши портреты, выкладываем фотографии в Интернете, обмениваемся ими с друзьями и даже с посторонними людьми и ничего не боимся. Хотя наши современники из менее продвинутого мира африканских или южноамериканских племен, живущие по первобытным традициям и обычаям по-прежнему не разрешают чужеземным пришельцам себя фотографировать, боясь потерять душу и от этого погибнуть.
          Наверное, именно из подобных древних представлений, глубоко засевших в нашем подсознании, и возникают легенды о художниках, которые запечатлевают на портретах души своих героев, после чего те очень быстро уходят из жизни. Все эти истории рассказывают обычно о самых лучших и успешных портретистах.     В русском портретном искусстве Илья Ефимович Репин стоит на одном из первых мест и по количеству созданных портретов и по их качеству. Ему действительно очень часто удавалось понять и запечатлеть на портрете душу своего героя. Но вот, что касается проклятия, после которого его модели должны непременно сходить в могилу, тут все не так однозначно и просто.
          Одним из самых ярких примеров пресловутого «проклятия» считается портрет Модеста Петровича Мусоргского (1839 – 1881), великого русского композитора, прожившего недолгую, но чрезвычайно насыщенную в творческом отношении жизнь. Репин действительно написал портрет Мусоргского в середине марта 1881 года, а 28 марта того же года композитор скончался. Поверхностное рассмотрение двух этих фактов может навести на мысль о том, что здесь прослеживается некая связь.
          То, что Мусоргский был болен алкоголизмом – общеизвестный факт, однако лишь немногие знают, что эта болезнь началась у него еще в ранней юности, когда он служил в Преображенском полку, и постоянно прогрессировала. Последние два года своей жизни он почти ничего не писал,  состояние его здоровья ухудшалось, и в свои сорок с небольшим лет композитор выглядел глубоким стариком. К болезням печени, сердца и спинного мозга прибавились приступы удушья. Именно поэтому в феврале 1881 года Мусоргского поместили в больницу.
          Все его друзья и сподвижники прекрасно понимали, что его дни сочтены. Репин написал знаменитый портрет всего за четыре сеанса с 14 по 17 марта, а 28 марта композитор умер. Портрет казался современникам потрясающим по уровню мастерства и по степени достоверности. Даже Стасов, блестящий знаток искусства и суровый критик, восхищался работой художника. Но в том, что Мусоргский умер через несколько дней после окончания работы, вины Репина нет. Художник не крал ничьей души, он просто писал портрет умирающего композитора, о чем знали и он сам, и его герой, и все окружающие.
         Другая знаменитая история, связанная с портретом, написанным Репиным, касается писателя Всеволода Гаршина (1855 – 1888). Он тоже прожил недолгую жизнь, которую закончил трагически, совершив самоубийство.
          В 1883 году Репин написал эскизный портрет Гаршина, который был частью подготовительной работы художника к его знаменитому полотну «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которое в народе традиционно именуется «Иван Грозный убивает своего сына». Гаршин как раз позировал для образа несчастного царевича.
Картина была закончена в 1885 году, и получилась более чем впечатляющей. Пожалуй, ни одно из полотен русских художников не производило на зрителей такого сильного и мрачного впечатления. В 1913 году на нее даже совершил нападение психически неуравновешенный молодой художник-иконописец Абрам Балашов. Полотно было прорезано ножом в нескольких местах, но его удалось отреставрировать.
          Как можно судить по датам, портрет Гаршина был написан в 1883 году, основная картина закончена в 1885-м, а с собой писатель покончил еще через три года, в 1888 году. То есть пресловутое проклятие растянулось по времени на пять лет.
          К тому же Гаршин происходил из семьи с большими проблемами по части психического здоровья. Самоубийством покончили жизнь его дядя, несколько кузенов и родной брат, многие из родни лечились в психиатрических больницах. Сам Гаршин начал проявлять признаки психического расстройства еще в 1872 году (более чем за десять лет до знакомства с Репиным), и с того времени его болезнь, которую современная медицина определяет как биполярное аффективное расстройство (более привычное название: маниакально-депрессивный психоз), периодически обострялась.
          Современники свидетельствовали, что именно потому, что «на его лице лежала такая печать обреченности, <…> Репин [с него] стал рисовать лицо царевича Ивана, смертельно раненого Иваном Грозным» (Цит. по: Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. СПб., 1998. с.165). Так что здесь опять первична болезнь человека, которую гениальная кисть художника перенесла на холст.
          Любопытно, что для образа царевича Ивана Репину позировал еще один молодой человек, художник Владимир Карлович Менк (1856 – 1920). Он, так же как и Репин участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок, и ничего особенно трагического с ним в жизни не случилось. Он был довольно приличным пейзажистом, много путешествовал по югу России, бывал за границей. С 1886 года Менк жил в Киеве, где помимо творчества активно занимался и преподаванием, также он был одним из инициаторов создания Киевского художественного училища.
          Среди множества персон, которых писал Репин, лишь немногие уходили из жизни почти сразу после того, как был закончен их портрет. Например, в 1881 году Репин исполнил портрет знаменитого хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810 – 1881), однако тому на тот момент было уже за семьдесят, он прожил долгую и насыщенную жизнь. В 1880 художник написал портрет писателя  Алексея Феофилактовича Писемского (1821 – 1881), который ушел из жизни в следующем году. Но Писемский тоже был уже не молод, и, к тому же, страдал от хронического алкоголизма.
          Любопытно, что многие из тех, кого портретировал Репин, после того, как работа художника была закончена, прожили долгую и вполне благополучную жизнь, которую не омрачили даже годы революций и прочих катаклизмов, через которые прошла наша страна.
          Например, Иван Егорович Забелин (1820 – 1908), известный историк, один из основателей и первый директор Государственного исторического музея в Москве, после того, как Репин написал его портрет в 1877 году, прожил еще 30 счастливых и плодотворных лет.
          Скульптор Илья Яковлевич Гинцбург (1859 – 1939), чей портрет Репин исполнил в 1871 году, прожил после этого 58 лет. Художник Иван Павлович Похитонов (1850 – 1923), запечатленный Репиным в 1882 году, ушел из жизни лишь через 41 год после портретных сеансов. И таких примеров можно найти немало.



          Кстати, в 1913 году Репин написал со своего соседа по «Пенатам» Корнея Ивановича Чуковского (1882 – 1969) картину «Раненый». Согласно идее о проклятии художника, Чуковский должен был немедленно после этого отправиться на тот свет. Однако он прожил еще 57 лет, возможно, не совсем счастливых и удачных, но зато наполненных творчеством.
          Вероятно, человек нездоровый физически, или имеющий определенные психические проблемы, кажется художнику более интересной и выразительной моделью, поскольку чувства, эмоции, реакции у него могут выражаться острее и отчетливее, чем у здорового и уравновешенного человека. Поэтому, когда художнику нужен для работы определенный образ, он может остановить свой выбор именно на таком человеке. А если после этого модель уходит из жизни, то никакой вины художника в этом, разумеется, нет. Так что «дурной глаз» Ильи Репина – это всего лишь миф, так же, как и пресловутое «проклятие портретистов».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments