«АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА»
Часть 5.
Вся предыдущая история пути, который русские женщины пробивали в изобразительное искусство, вполне закономерно закончилась настоящим взрывом или всплеском на рубеже 19 и 20 веков. В тот краткий, но такой значительный для русского искусства промежуток времени, который принято именовать «серебряным веком», в России появилось сразу изрядное количество художниц, талантливых, оригинальных, ищущих и независимых.
В сущности, русский авангард никогда сознательно не делили на «мужской» и «женский». Возможно, такое активное появление женщин среди русских художников рубежа 19-20 веков, связано с тем, что в это время девушки, наконец-то получили законную возможность обучаться живописи, а, получив первоначальное профессиональное образование с головой бросились в освоение самых новых художественных направлений и течений, самым самобытным из которых и был русский авангард, который еще называют «кубофутуризмом».
Время было интересное, но непростое, и судьбы «амазонок» сложились очень по-разному. Кто-то эмигрировал после революции, кто-то очень быстро ушел из жизни, не перенеся тягот революции и гражданской войны, а кто-то не просто выжил, а неплохо адаптировался в послереволюционные годы, найдя для себя возможность включиться в строительство новой, советской России. Но как бы не сложилась в дальнейшем их жизнь, все они остались верны художественным идеалам своей юности.
Итак, самые знаменитые из «амазонок»:
Ксения Богуславская (1892 – 1972) – училась в Неаполе и в Париже, входила в творческое объединение художников-авангардистов «Супремус», писала картины в стилях кубофутуризма, супрематизма и примитивизма. Была замужем за Иваном Пуни, известным театральным художником. Эмигрировала в 1919 году и жила в Германии.
Варвара Бубнова (1886 – 1983) – училась в Петербурге, окончитла Академию художеств и курс Археологического института, с 1914 года участвовала в выставках «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др. В 1922-1958 годах жила в Японии, где иллюстрировала книги русских авторов для японских издательств. В ее творчестве произошло слияние японской и европейской художественных традиций. В 1958 году вернулась в Россию и жила в Сухуми.
Мария Васильева (1884 – 1957) – училась в Петербурге и в Париже, с 1907 года в основном жила во Франции. Работала по большей части как скульптор, была автором кубистических скульптур и гротескных кукол, изображавших знаменитых художников и прочих представителей богемы. Участвовала во многих авангардистских выставках в Петербурге и в Москве. Позднее работала в стиле декоративного неопримитивизма.
Марианна Веревкина (1867/70 – 1938) – училась в Петербурге у И.Е.Репина и в Мюнхене, была участницей выставки объединения «Бубновый валет» в 1910-1911 гг., входила в объединение «Синий всадник» вместе с В.Кандинским. Была замужем за А.Г.Явленским, который также был художником и единомышленником В.Кандинского и П.Клее. Жила в Германии, где организовала собственную художественную группы «Большой медведь».
Наталья Гончарова (1881 – 1962) – училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества как вольнослушатель. Была одним из организаторов и наиболее активных участников выставок художников-авангардистов, работала в жанре примитивизма и «лучизма», оформляла спектакли для «Русских сезонов» С.Дягилева. С 1915 года жила в Париже, где в основном работала для театра и иллюстрировала книги. По отцовской линии приходится двоюродной правнучкой жене А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой. Была женой Михаила Ларионова, также художника-авангардиста, создателя «лучизма».
Елена Гуро (1877 – 1913) – училась в частных художественных студиях в Петербурге, начала выставляться с 1909 года. Считается одной из основоположников кубофутуризма. Была женой М.В.Матюшина, художника и музыканта, представителя кубизма и абстракционизма в живописи и футуризма в музыке.
Софья Дымшиц-Толстая (1889 – 1963) – училась в частных студиях Петербурга, в том числе у М.Добужинского и Л.Бакста, затем в Париже. С 1912 года участвовала в выставках «Бубнового валета» и др. В основном работала в жанре натюрморта. В 1910-х годах была женой писателя А.Н.Толстого. После 1917 года работала в Наркомпросе, исполняла агитплакаты и картины на современные темы.
Любовь Попова (1889 – 1924) – училась в России в частных студиях К.Юона и С.Жуковского, а также в Париже. Была представительницей кубофутуризма, после революции сделала несколько художественных проектов под общим названием «Пространсвенно-силовые построения», также создавала костюмы и декорации для Московского театра комедии и работала в Институте художественной культуры вместе с В.Кандинским. Умерла от скарлатины.
Ольга Розанова (1886 – 1918) – училась в Москве, в частных студиях и в Строгановском училище, с 1911 года активная участница большинства авангардистских объединений и выставок, работала в стиле кубофутуризма, затем супрематизма, а позднее изобрела собственный стиль, так называемую «цветопись», которая стала новым этапом в русском абстракционизме. Была замужем за А.Е.Крученых, известным поэтом и художником-футуристом. Умерла от дифтерита.
Антонина Софронова (1892 – 1966) – училась в Москве, в школе Ф.Рерберга и в студии И.Машкова, участвовала в выставке «Бубнового валета», а затем работала в стиле конструктивизма. В советское время помимо живописи занималась иллюстрированием книг.
Надежда Удальцова (1886 – 1961) – получила образование в частных студиях Москвы и в академии «Ля Палетт» в Париже, затем работала в мастерской В.Татлина. Участвовала в выставках «Бубновый валет»(1912-13), «Магазин» (1916), входила в группу «Супремус». С 1920 года была членом Института художественной культуры, занималась преподаванием. С середины 1940-х годов писала только натюрморты. Была женой художника А.Д.Древина, репрессированного в 1938 году.
Александра Экстер (1882 – 1949) – училась в Киеве, затем с 1908 года часто бывала за границей. Участница многих выставок и художественных объединений. В собственном художественном стиле объединила идеи кубизма, конструктивизма и модерна. С 1910-х годов много работала как театральный художник, сотрудничала с Камерным театром в Москве. В 1921-23 годах занималась преподаванием, работала как модельер. В 1924 году уехала в Париж, где оформляла балетные постановки, иллюстрировала книги, создавала декоративные панно.
Интересно, что в эту эпоху в России работали и другие художницы, которых не принято называть «Амазонками», которые те, кто предпочел идти собственным, хотя и более традиционным путем как, например, Зинаида Серебрякова и Анна Остроумова-Лебедева.
Зинаида Серебрякова (1885 – 1967), урожденная Лансере, как это ясно по фамилии, родилась в семье архитекторов и художников. В Академии она учиться еще не могла, поэтому получила образование в частной мастерской художника О.Браза, а затем в Париже. Писала пейзажи и портреты, жанровые композиции, бытовые и посвященные сельской тематике, а также делала монументальные росписи, например, для оформления Казанского вокзала в Москве. После революции жила во Франции.
Анна Остроумова-Лебедева (1871 – 1955) училась в знаменитом Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге, а затем в петербургской Академии художеств и в Париже, в мастерской самого Дж.Уистлера. Занималась в основном графикой, работала в технике гравюры на дереве, акварели, литографии, считается, что именно Остроумова возродила в русском искусстве технику цветной ксилографии как самостоятельного вида искусства. Ее излюбленная тема – виды Петербурга (Ленинграда) и его окрестностей.
В ХХ веке женщины стали полноценными участницами художественного процесса и обрели вожделенное равноправие с мужчинами. теперь им никто не запрещал учиться, там, где им хотелось, создавать собственные направления в искусстве, организовывать выставки, демонстрировать эксцентричное поведение, свойственное художникам. Их называют талантливыми, оригинальными и выдающимися мастерами. Но, увы, еще ни одну из женщин-художниц так и не назвали гениальной.