Часть 1.
На рубеже 19-20 века в русском искусстве было немало художников, которые развивали так называемый неорусский стиль, который, в сущности, был одной из вариаций модерна. Виктора Васнецова (с некоторыми оговорками) тоже можно отнести к этой категории художников. Тема русских сказок, а точнее, русского фольклора, появилась в его творчестве с начала 1880-х годов. До этого он был вполне типичным для художника своего поколения мастером критического реализма. Например, его первой картиной, показанной на выставке передвижников, было «Чаепитие в трактире». Впрочем, задел для работы над полотнами исторического жанра (а «сказочные» и «былинные» картины относятся именно к историческому жанру живописи) у него уже был, поскольку еще в Академии Васнецов получил серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом».
Первым полотном соответствующего жанра стало «После побоища Игоря Святославича с половцами», показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке. Это была еще не совсем сказка, вернее совсем не сказка, поскольку с одной стороны Васнецов использовал в качестве сюжета мотивы «Слова о полку Игореве», но с другой, поход князя Игоря был вполне реальным историческим событием.
Картина, на которой изображены не менее десятка трупов, хотя и довольно симпатичных, одетых в художественно выполненные доспехи или задрапированных в изысканные восточные ткани, и принявших вполне картинную смерть без единой капли крови, вызвала весьма неоднозначные суждения в обществе. Крамской, Репин и Чистяков восхищались, Мясоедов топал ногами и требовал убрать «мертвечину» с выставки. Но в целом, надо полагать публика осталась в недоумении, и ответа на вопрос «что это было?» никто дать не смог. Ну а Васнецов пошел дальше.
Через год появилась «Аленушка», затем «Витязь на распутье», «Иван Царевич на Сером Волке» и «Богатыри». Почему Васнецов так резко сменил направление в искусстве и перешел от критического реализма к какому-то не самому реалистичному фольклорному историзму объяснить не могли ни его современники, ни нынешние исследователи его творчества. Вполне правдоподобных версий выдвигалось достаточно: переезд художника в Москву и сближение с кружком Мамонтова («Аленушка» была написана в Абрамцево), желание вернуться к неким духовным истокам русского народа (критики писали о связи в картинах Васнецова между «русской сказкой и русской верой»), тем более, что Васнецов был из семьи священника.
С 1900 года и до конца своей жизни (до 1926 года), а особенно интенсивно , начиная с 1917 года Васнецов писал цикл из семи сказочных картин, своего рода апофеоз своих творческих и идейных воззрений. Это и была «Поэма семи сказок».
Продолжение следует...