Часть 1.
Зрители в музеях и на художественных выставках подчас склонны довольно просто оценивать степень психической адекватности авторов художественных полотен и прочих арт-объектов. Если художник рисует ил, не дай Бог, делает что-то непонятное, значит, точно, псих ненормальный. Зато авторы классических произведений, известных абсолютно всем еще по иллюстрациям в школьных учебниках однозначно записываются в разряд адекватных граждан, коим присущи все мыслимые добродетели. У нас как-то было не принято говорить, что многие из этих знаменитостей были людьми, мягко говоря, со странностями, вели несколько неупорядоченную жизнь, а их известные всем шедевры создавались иногда не благодаря, а вопреки их природным склонностям.
Таким своеобразным человеком, в котором на фоне истинного таланта одновременно уживались и пороки и добродетели, был и Карл Павлович Брюллов.
Его биографы, как правило, превозносят роль его отца, французского художника-миниатюриста и скульптора Поля Брюлло, однажды приехавшего искать счастья в далекую Россию, в формировании таланта его третьего сына Карла. Но по современным меркам из такой семьи органы опеки немедленно забрали бы всех детей, а отец, возможно, даже получил бы срок за жестокое с ними обращение.
Карл был болезненным и слабым ребенком, иногда в раннем детстве он даже не имел сил, чтобы встать с постели, но тем не менее ежедневно отец заставлял его рисовать определенно количество лошадок и человеческих фигур или копировать приготовленную гравюру, только после этого ребенку разрешали позавтракать. Вероятно бывали дни, когда мальчик ходил голодным до обеда.
Из-за отца, который однажды ударил Карла по лицу, будущий художник оглох на одно ухо. Сам Брюллов говорил, что он даже не помнил прегрешения, за которое последовало такое жестокое наказание. Есть вероятность, что никакой провинности и не было. Поль Брюлло был человеком крайне вспыльчивым, и очень может быть, что мальчик просто попался ему под горячую руку в неудачный момент.
Конечно, выдрессированный еще в детстве таким садистским образом, Карл Брюллов позднее стал одним из самых блестящих выпускников Академии, получил аттестат первой степени и грант (пенсию в терминологии того времени) на поездку в Италию от Общества поощрения художников. Но психологические травмы, полученные в детстве, которые наложились еще и на наследственные психологические особенности, не могли не дать о себе знать.
Продолжение следует…