nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ВАСИЛИЙ ПЕРОВ: ТАЛАНТ БАСТАРДА

Часть 2.

        Еще три года после окончания занятий в школе Ступина Перов провел вместе с родителями, в имении, где работал его отец. Видимо, финансовая ситуация в семье была довольно сложной, так, что уехать учиться Василий смог только в 1852 году. Он добрался до Москвы, и через год приступил к занятиям в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
        Учился он долго, почти девять лет, и закончил училище, когда ему было почти тридцать. Впрочем, его нельзя назвать «вечным студентом», поскольку такая длительность учебы объяснялась банально просто: у него не было денег. В 1855 году Григорий Криденер окончательно разорился, так что Перов полностью лишился поддержки из дома.
        Быть может, человек иного психологического склада, воспринял бы историю своего выживания без денег в большом городе как череду приключений, героических, забавных, а подчас даже пикантных, но для Перова это время оказало по-настоящему трагическим.
        Начинающему художнику было негде и не на что жить, зимой в морозы он подчас пропускал занятия, поскольку не имел теплой одежды, а голодал он вообще хронически. Он предполагал даже бросить училище и отправиться в провинцию работать учителем рисования. Некоторое время он жил в каком-то приюте для женщин, где работала его знакомая. В это заведение вход мужчинам был строго запрещен, но Перова проводили туда контрабандой и при малейшей тревоге прятали под кроватью в комнате его сердобольной приятельницы. Некоторые исследователи его творчества считают, что от такой жизни он стал законченным невротиком.
        Белая полоса в его жизни началась благодаря одному из его преподавателей.  Е.Я.Васильев поселил молодого человека у себя в доме совершенно бесплатно, предоставив ему отдельную комнату и питание. Только после этого Перов смог начать нормально заниматься. В 1857 году он получил Большую серебряную медаль за «Приезд станового на следствие», а в 1861 году – Большую золотую медаль и грант на поездку за границу за «Проповедь на селе». Его превозносила прогрессивная критика, видя в нем продолжателя традиций Павла Федотова, соответственно пришли и некоторые доходы.
        На стажировку в Париж он отбыл с молодой женой Еленой Шейнс. Вообще все 60-е годы оказались для Перова сплошным триумфом. Каждая его картина признавалась культурным явлением, он получил сначала звание академика (в 1866 году за картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль», а позднее – профессора (в 1870-м за «Птицелова» и «Странника»). Между прочим, звание профессора было гораздо более значимым для практической стороны жизни художника в 19 веке, нежели звание академика. За академиком живописи ничего не стояло кроме красивой бумажки с печатями, а вот профессор по закону получал бесплатную казенную квартиру в «престижном районе», бесплатные дрова и свечи и очень приличное жалование. Перов очень успешно преподавал в МУЖВЗ, его пригласили на место Сергея Зарянко, когда тот ушел из жизни.
         Эта светлая полоса продолжалась в жизни Перова не больше 15 лет. В 1869 году снова начались трагедии и беды. В 1869 году течение нескольких месяцев Перов потерял жену и двух сыновей, затем он простудился на охоте, и эта простуда перешла в тяжелую пневмонию, а затем обернулась туберкулезом. Очень может быть, что на таком течении болезни сказались годы лишений, которые он испытывал в юности. Даже новая женитьба на очень милой и славной  женщине Елизавете Другановой, состоявшаяся в 1874 году, не спасла его от депрессивного состояния.
        Его знакомые говорили, что примерно с  1874 года в поведении начали проявляться какие-то странности. В жизни он был очень мрачным человеком, полным каких-то страхов и комплексов. Известно, что он уничтожил или испортил некоторые из своих картин. Вообще с середины 1870-х годов он, по мнению современников, перестал развиваться как художник. Не смог больше улавливать новые культурные запросы эпохи.
        Он умер в 49 лет, и к этому, совсем еще молодому по нашим меркам возрасту, выглядел дряхлым стариком, седым и разбитым. Конечно, его друзьям было очень печально наблюдать все, что происходило с Перовым в последние годы его жизни. Похоже, что у него была депрессия, может быть, его состояние было связано и с прогрессирующим туберкулезом, вызвавшем общую интоксикацию организма. Перов был легковозбудимым человеком, который в любой стрессовой ситуации срывался на крик и слезы.
        Содержание его лучших картин, их обличительный пафос можно связать не только с его гражданской позицией, то также и с его физическим состоянием, а также и с психологическими проблемами. Судя по всему, комплекс незаконнорожденного так и остался с ним на всю жизнь. И только искусство до определенной степени держало его на поверхности, и позволило все-таки прожить хотя и короткую, но достойную и плодотворную жизнь
         
Tags: биографии, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments