nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

СЕРГЕЙ ЗАРЯНКО. ПОРТРЕТ Е.Х.АБАМЕЛЕК-ЛАЗАРЕВОЙ

        Есть такие картины, которые как будто с помощью какого-то волшебного магнита притягивают внимание посетителей музеев. Причем, это далеко не всегда известные произведения великих мастеров. Очень часто экскурсоводы проводят свои группы мимо таких полотен, даже не притормаживая, а искусствоведы иногда не могут (или не хотят) толком объяснить, кем был автор, и кого или что он изобразил на своей картине. Но если бы в музеях составляли рейтинг самых популярных произведений, то как раз такие полотна и занимали бы в нем первые места.
        Именно к таким картинам относится работа Сергея Зарянко «Портрет Елизаветы Христофоровны Абамелек-Лазаревой» из Нижегородского государственного художественного музея. Заходя в зал, где она висит, практически все посетители замирают, как завороженные. Сначала всех восхищает экзотическая восточная красота модели. А затем зрители начинают замечать и детали: темно-вишневое бархатное платье, глубокого и благородного тона, тонкое белое и черное кружево ручной работы, обрамляющее лиф и рукава, ткань с восточным узором в левом нижнем углу картины, вероятно, обозначающее восточное происхождение героини полотна. Потом внимание переключается на лицо и руки женщины, написанные так тонко и искусно, что кожа лица и рук кажется живой и теплой. При наличии некоей доли живого воображения даже может показаться, что героиня, сидящая на парапете открытой галереи, сейчас поднимется и выйдет из картины прямо в зал навстречу зрителям.
        Но на вполне закономерный вопрос, кто эта женщина, экскурсоводы подчас не могут дать внятного ответа, а искусствоведы со скептическими улыбками объясняют, что это академизм, словно художники этого направления не стоят особого внимания исследователей.
        Сергей Константинович Зарянко действительно считается художником-академистом. Он родился в 1818 году, и для сына крепостного из глухой деревни под Могилевым, вынужденного обеспечивать всех своих многочисленных братьев и сестер и к тому же выплачивать долги своего отца, он сделал просто феноменальную карьеру, оказавшись в конце жизни признанным портретистом, работавшим даже по заказам Императорского двора, академиком Академии художеств и профессором Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
       Зарянко преимущественно работал в Москве, создал огромное количество портретов людей из самых разных сфер тогдашней жизни, и купцов, и государственных деятелей, и представителей творческой интеллигенции. Особенно ему удавались женские и групповые семейные портреты.
        Княгиня Елизавета Христофоровна Лазарева была представительницей одной из самых богатых и влиятельных московских семей армянской диаспоры. Семейство Лазаревых, а, вернее Лазарянов, появилось в России еще в середине 18 века. Это были богатые армянские купцы, которые перебрались в нашу страну из Ирана. Их основной сферой деятельности была торговля шелком-сырцом, а также драгоценными камнями. Прадед Елизаветы Христофоровны, Иван Лазаревич Лазарев участвовал в сделке по продаже Екатерине II одного из самых знаменитых драгоценных камней – алмаза «Орлов». Лазарев вместе со своим дядей и братом владели им на паях. В результате этой сделки он потерял более 200000 рублей золотом (в середине 18 века этот камень стоил около 400000 рублей золотом, а ему заплатили только 190000 рублей), однако ему было даровано потомственное дворянство, и очень скоро Иван Лазарев стал одним из семи миллионеров в России того времени.
        К сожалению, к середине 18 века род Лазаревых пресекся по мужской линии. Последним его представителем был младший брат Елизаветы, Иван (Ованес) Лазарев, который умер в раннем детстве. Поэтому когда Елизавета вышла замуж за князя Семена Давыдовича Абамелека, своего кузена по отцовской линии, и ей было разрешено сохранить свою девичью фамилию. Для представительниц самых родовитых семей это разрешалось, чтобы родовое имя не было утрачено окончательно.
       Муж Елизаветы Христофоровны, Семен Давыдович Абамелек, также происходивший из рода знатных и богатых московских армян, был гвардейским офицером. Между прочим, он учился в школе гвардейских подпрапорщиков вместе с Михаилом Лермонтовым, и они дружили. На прощальной вечеринке перед последней поездкой Лермонтова на Кавказ присутствовал и Семен Абамелек. Любопытно, что после того, как он вышел в отставку, он профессионально занялся живописью и получил звание академика батального жанра.
        Сын Елизаветы Христофоровны и Семена Давыдовича Семен Семенович Абамелек-Лазарев был богатейшим русским промышленником, значительно преумножившим состояние предков, но также и археологом-любителем. В 1881 году, едва окончив Санкт-Петербургский университет, он вместе со своими друзьями, искусствоведом Адрианом Праховым и художником Василием Поленовым, отправился в путешествие по странам Востока (видимо, он стал и спонсором для своих друзей в этой поездке). В Пальмире Семен Абамелек-Лазарев производил раскопки, результатом которых стала ценнейшая историческая находка – плита с текстом знаменитого Пальмирского таможенного тарифа эпохи императора Адриана (137 г. н.э.) на греческом и арамейском языках. Через двадцать лет после этого события, благодаря средствам Абамелек-Лазарева и его влиянию, эту плиту удалось переправить в Россию. Сейчас она хранится в Эрмитаже.
        Портрет Елизаветы Христофоровны Абамелек-Лазаревой до того, как в 1919 году попал в музей, находился в коллекции Семена Семеновича Абамелек-Лазарева в его нижегородском доме.
        Между прочим, Сергей Зарянко написал портреты отца Елизаветы Христофоровны, Христофора Екимовича, ее матери, Екатерины Эммануиловны, и ее младшего брата Вани. Поскольку мальчик к тому времени уже умер, портрет пришлось писать по сохранившимся миниатюрным изображениям, от чего он несколько проиграл в живости и естественности, тем работам художника, которые были сделаны с натуры.
        Изображение фактуры различных материалов, и, особенно, умение писать кисть руки было самой сильной стороной художественной техники Сергея Зарянко. Так вылепить кисть руки могли лишь немногие академисты, а вот ни один из передвижников, среди которых были и ученики Зарянко, этим мастерством так и не овладел.
Tags: картины, музеи, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Дж.Райт. Лейла Часть 2. Когда граф де Ферриоль и его воспитанница прибыли в Париж, то он сразу же передал девочку…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Шарль Андре Ван Лоо. Портрет мадам Помпадур в турецком костюме. 1747 Как-то раз французского философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Дж.Райт. Лейла Часть 2. Когда граф де Ферриоль и его воспитанница прибыли в Париж, то он сразу же передал девочку…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Шарль Андре Ван Лоо. Портрет мадам Помпадур в турецком костюме. 1747 Как-то раз французского философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора…