nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

НИКОЛАЙ НЕВРЕВ. КНЯЖНА ПРАСКОВЬЯ ГРИГОРЬЕВНА ЮСУПОВА ПЕРЕД ПОСТРИЖЕНИЕМ. 1886
        Есть такие художники, чьи картины все прекрасно помнят и узнают, но вот имени которых почти никто назвать не может. Объясняется этот феномен очень просто: такие картины служили иллюстрациями в школьных учебниках истории или литературы, и были достаточно яркими и запоминающимися. Ну а имя художника… Ну кто же читает подписи под картинками!
        К таким почти забытым сегодня художникам относится и Николай Неврев, замечательный мастер исторического и бытового жанра, член Товарищества передвижных художественных выставок и преподаватель московского училища живописи, ваяния и зодчества, работы которого весьма ценили его современники, в числе которых были и Павел Третьяков, и Савва Мамонтов, и Виктор Васнецов.
        Картина «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением» не относится к самым известным работам художника. У Неврева, скорее вспоминаются «Торг. Из недавнего прошлого», характерная зарисовка из жизни крепостнической России, или «Воспитанница», почти прямая иллюстрация к одной из пьес Островского.
        Действие картины «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением» относится к эпохе царствования Анны Иоанновны, которая в трудах отечественных историков иногда именуется бироновщиной. Подоплека этого трагического эпизода из жизни княжны Юсуповой до настоящего времени полностью не известна. Дело в том, что в отличие от Голицыных и Долгоруких, которые попали при Анне Иоанновне в опалу, Юсуповы были обласканы новой властью. Отец Прасковьи, Григорий Дмитриевич поддержал новую власть, и ему было пожаловано звание генерала-аншефа, очевидно за лояльность. Брат Прасковьи, Борис Юсупов также сделал при дворе новой императрицы блестящую карьеру.
        Историки сходятся во мнении, что Анна Иоанновна испытывала к княжне Юсуповой личную неприязнь по неизвестной причине. Есть мнение, что Прасковья Григорьевна могла участвовать в заговоре с целью возведения на престол Елизаветы Петровны, которой симпатизировала. Кто-то из современников упомянул о том, что княжна якобы проводила какие-то тайные колдовские ритуалы, чтобы извести Анну Иоанновну.
        Прасковью Юсупову арестовали и выслали в Тихвинский монастырь буквально через несколько дней после смерти ее отца в сентябре 1730 года. Там она находилась около пяти лет, после чего по доносу игуменьи, с которой у Прасковьи мягко говоря не сложились отношения, княжну за крамольные высказывания вызвали на допрос и подвергли телесному наказанию. После чего она быланасильно пострижена в монахини и выслана в один из монастырей Тобольской епархии. Там она тоже не смирилась и продолжала бунтовать. В монастыре она отказывалась отзываться на свое монашеское имя Прокла, данное ей при пострижении, высказывания ее также оставались резкими и крамольными, особенно она ругала своего брата, полагая именно его причиной своих бедствий. Так что по особому распоряжению из Петербурга княжну держали в монастыре в ножных кандалах, возможно, опасались побега.
        Любопытно, что когда в 1741 году на престол взошла Елизавета Петровна и многих из тех, кто пострадал при ее предшественнице, вернули из ссылки, Прасковья Юсупова так и осталась в монастыре до конца своей жизни. Из этого можно сделать вывод, что она вряд ли участвовала в каких-то заговорах в пользу Елизаветы Петровны. Предполагается, что помиловать свою сестру новую императрицу отговорил Борис Юсупов. Так что очень может быть, что и Анна Иоанновна, и, позднее, Елизавета Петровна послужили лишь слепым орудием хитроумного князя Бориса Юсупова в каких-то семейных разборках.
        Неврев изображает тот  эпизод, когда Прасковью Юсупову привели к начальнику Тайной канцелярии в Петербурге Ушакову. Центральная фигура картины даже не сама Юсупова, а архимандрит Чудова монастыря Аарон. Композиция картины таким образом оказывается довольно своеобразной, поскольку художник делает акцент не на цельной и мятежной фигуре княжны, которая ведет своего рода психологический поединок со своим палачом Ушаковым, а на архимандрите Аароне, который явно переживает сильный внутренний разлад, поскольку подчиняясь земной власти должен во имя власти божией творить явную несправедливость.
       Критики часто ругали Неврева за то, что он выбирает далеко не самые яркие и показательные эпизоды из русской истории. Но все-таки, можно сказать, что его «Княжна Юсупова» вполне органично заняла свое место в галерее исторических картин, посвященных сильным и мятежным русским женщинам, противостоящим официальной власти. Среди них можно вспомнить, например, «Царевну Софью через год после пострижения в Новодевичьем монастыре» Ильи Репина (1879) или «Боярыню Морозову» Василия Сурикова (1887).

Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments