
Часть 3.
Вероятно, событий, происходивших в жизни Ореста Кипренского, хватило бы на целый сериал, поскольку банальным возвращением на родину его итальянские приключения еще не закончились.
Несмотря на грандиозный успех его творчества у итальянской публики, в России художника приняли достаточно холодно. Причинами этого неласкового приема была и его задержка в Италии, повод для которой академические власти не сочли уважительным, и скандальные слухи как о связи Кипренского с девочкой, так и об убийстве натурщицы, которые уже

Кипренский впал в депрессию и по старой русской артистической традиции запил. В это время он совсем не мог работать, поскольку очень быстро утомлялся, а его знакомые отмечали, что и общаться с ним стало очень сложно, так как он раздражался по любому поводу. Впрочем, вероятнее всего основной причиной его депрессии была все же разлука с Мариуччей, а не творческие неудачи

Но душа Кипренского все равно рвалась в Италию. И в 1828 году он на свой страх и риск отправился на поиски своей возлюбленной. Как именно он искал Мариуччу, доподлинно неизвестно. Но видимо, эти поиски, которые длились почти целый год, могли стать сюжетом для отдельного любовно-приключенческого романа.
В 1829 году он отыскал ее следы в одном из приютов, а потом нашел и саму девушку. К тому

Кипренский брался за любые заказы, переезжал из одного города в другой, даже писал русскому императору, упрашивая дать денег в долг под залог своих лучших картин. В это время он действительно работал необычайно много, и при этом уровень его мастерства нисколько не снижался, несмотря на количество работ и скорость, с которой он их создавал.


Можно сказать, что композиция полотна восходит к многочисленным "Гадалкам" или "Игрокам в карты", появившимся еще в начале 17 века в итальянском и французском искусстве, когда несколько человек композиционно объединены в группу участием в едином действии. Вот только тема картины Кипренского достаточно специфическая.
Между прочим, после кровавых событий в Польше вся Европа в едином порыве обличала «татарские жестокости» российского самодержавия. А вот в русском

Кипренский выразил свое мнение на этот счет в своей картине, не столь явно, конечно. Вообще-то

Русские романтики очень хорошо умели отделять национальное самосознание от великодержавного шовинизма. Есть мнение, что на картине Кипренского изображены польские революционеры. Сам автор, вероятно, осторожничая, утверждал, что на полотне – русские путешественники. Эта версия устроила даже царя, который довольно лояльно отозвался о картине, которая была показана в Петербурге на выставке Академии в 1833 году. Там ее даже окрестили «Путешественниками».
По лицам героев становится ясно, что их очень тревожат и печалят вести из Польши. Так что Кипренский однозначно сопереживает именно полякам. Если бы это был просто групповой портрет его знакомых, не имеющий политического подтекста, то незачем было бы так четко прописывать слово «Польша» в центре композиции.

К 1836 году Кипренскому, наконец, удалось организовать свадьбу. Чтобы жениться на Мариучче ему даже пришлось сменить вероисповедание и принять католицизм. Вообще, многие представители русской диаспоры в Италии, особенно те, кто эмигрировал по идейным соображениям, переходили в католицизм. Они делали это вполне осознанно, предпочитая православию более мистический и экзальтированный вариант христианства, как, например княгиня Зинаида Волконская.
Надо полагать, что Кипренскому было, в сущности, все равно. Он преодолел столько препятствий,

Кипренский прожил совсем немного по современным меркам, всего 54 года, и оставил после себя целую галерею картин, многие из которых являются гордостью и славой русского искусства, а также массу неразгаданных тайн, самой сложной из которых является тайна его личности.
Он действительно был очень своеобразным человеком. Помимо всех этих скандалов, которые окружали его персону, современники описывали его как человека, никогда не имевшего постоянного жилья, а его временные жилища всегда содержались в полном беспорядке, он никогда не заботился о своих вещах, но при этом всегда старался выглядеть как можно более изысканно и красиво. Его даже обвиняли в кокетстве.

Вообще, жаль, что он умер так быстро, не успев в полной мере вкусить семейного счастья в объятьях своей возлюбленной.