nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ПЕТР I И ИСКУССТВО:
ГАСТАРБАЙТЕРЫ И СТИПЕНДИАТЫ

        Для Петра I было важно приблизить русскую жизнь к европейским образцам во всех сферах, в том числе и в сфере художественной жизни. Он нашел два самых быстрых способа изменить русское искусство под европейские стандарты: обучение русских художников за границей и приглашение на работу в Россию иностранных мастеров. Вообще, иностранные специалисты, в том числе и связанные с искусством, в частности, архитекторы и граверы, появлялись еще в допетровской Руси. Но это были редкие случаи, во времена Петра «трудовая эмиграция» приобрела массовые масштабы.
          Интересно, что в России могли найти себя только профессионально крепкие, но посредственные художники, поскольку в нашей стране всегда нужно было приспосабливаться, а люди, имеющие собственное мнение никогда не могли жить спокойно. Так не смог остаться в России знаменитый французский архитектор Жан-Батист Леблон (1679 – 1719), делавший для Петра проект застройки Петербурга и строительства Петергофа. Архитектор до такой степени поссорился с царем, что по слухам тот приказал его высечь. Леблон умер вскоре после этого, как полагал Якоб Штелин, поскольку был не в силах пережить такое унижение.

        Странная метаморфоза произошла с еще одним художником, который приехал в Россию также еще во времена правления Петра. Это был довольно известный французский портретист Луи Каравакк (1684 – 1754). В Россию он приехал мастером рокайльного портрета. Его первые работы, когда он писал детей Петра, отличались камерностью и даже некоторой фривольностью. Во всяком случае, он изобразил, например юную Елизавету Петровну в виде Дианы, нагой и возлежащей на царской горностаевой мантии. Но прожив некоторое время в России и приноровившись к запросам заказчиков, Каравакк начал писать типичные парадные барочные портреты, на которых царствующие особы представали в официальной обстановке и при всех регалиях. Вообще, стиль рококо следует в истории искусства за стилем барокко, а некоторые исследователи даже считают, что рококо – это завершающая стадия барокко. Так что такой регресс в творчестве одного художника это довольно исключительное явление. Зато, можно сказать, что Каравакк прекрасно адаптировался в России.
          Еще один из иностранных художников, саксонец Иоганн Готфрид Таннауэр (фамилия иногда переводится как Данхауэр) (1680 – 1737), приехал в Россию в 1711 году, проработал в Петербурге 26 лет, и там же и умер. Его карьера сложилась вполне успешно, он был востребован при всех правителях, начиная с Петра I и кончая Анной Иоанновной. Таннауэр был мастером парадного барочного портрета в лучших европейских традициях 17 века, и его работа пришлась по душе еще несколько варварскому в своих вкусах русскому обществу, ценящему пышность, торжественность и великолепие.
          Имена Каравакка и Таннауэра более всего известны среди художников, приглашенных Петром в Россию, но таких мастеров было больше. Среди них, например, швейцарец Г.Гзелль, Ф.Пильман, Б.Тарсиа. Также в Россию при Петре были приглашены архитекторы Доменико Трезини (1670 – 1734) из Швейцарии, Кристоф Конрад (ок.1680 – после 1746) из Саксонии, Теодор Швертфегер, Андреас Шлютер (1660 – 1714) и многие другие архитекторы, скульпторы, граверы, резчики по дереву, в общем, все те, кто должен был способствовать превращению петровской новостройки в прекраснейшую из европейских столиц.
        Но все же гораздо бóльшие надежды Петр I возлагал на русских художников, отправленных учиться или стажироваться за границу. Например, в 1716 году в Италию поехал уже известный к тому времени русский мастер Иван Никитин (1680 – 1742(?)) вместе с братом Романом (1691 – 1753) и еще двумя пансионерами. Никитин отправился именно на стажировку, до этого он прошел неплохую школу у голландского гравера Адриана Шхонебека, работавшего при Оружейной палате. Там же, как предполагают некоторые исследователи, Никитин учился и у русских мастеров парсуны. Его ранние портреты настолько впечатлили Петра I, что он выделил средства на заграничную поездку Никитина («со товарищи»).
          В Италии Никитин прожил около четырех лет. Он побывал в Риме, где копировал некоторые знаменитые полотна в Ватикане, затем посещал Академию художеств в Венеции и учился в мастерской Томмазо Реди, профессора Флорентийской Академии художеств.
          В 1720 году по приказанию Петра I братья Никитины вернулись и продолжили работать в России. Заграничные успехи Ивана Никитина настолько впечатлили царя, что он даровал художнику знание «гофмалера», то есть придворного живописца, выделил участок земли для строительства дома недалеко от своего дворца и пожаловал преимущественное право писать портреты царских особ.
        Впрочем, фортуна в нашей стране вещь переменчивая, и во времена Анны Иоанновны Иван и Роман Никитины оказались участниками придворных интриг и заговоров, попали в опалу, а затем и вовсе были арестованы и шесть лет провели в Петропавловской крепости, пока шло следствие. Затем их сослали в Тобольск, где братья находились до 1742 года, когда на престол взошла Елизавета Петровна, помиловавшая своим указом всех жертв предыдущего режима. В том же году Никитины выехали из Тобольска назад в Петербург, но вернуться смог только Роман. Судьба Ивана остается невыясненной. Предполагается, что по дороге он заболел и умер, но где именно и когда до сих пор неизвестно. Роман Никитин прожил до 1753 года, написал еще некоторое количество картин, но уровень его дарования был гораздо более скромен, нежели у его брата.
          Еще одним знаменитым пансионером Петра I был Андрей Матвеев (1701/04 – 1739). Он прожил в Голландии 11 лет, и вернулся в Россию уже после смерти Петра в 1727 году. В Голландии Матвеев учился у художника Арнольда Боонена и в антверпенской Академии художеств, и также, как и Иван Никитин получил у своих наставников превосходные рекомендации. Вернувшись в Россию, Матвеев получил назначение в «живописную команду» Канцелярии от строений, что гарантировало в те времена хорошее жалование и регулярные заказы. До нас дошло очень небольшое количество его работ, но все они отличаются великолепным уровнем исполнения. К сожалению, Андрей Матвеев прожил довольно короткую жизнь, он умер в 1739 году, не достигнув и сорокалетия. Работа в Канцелярии от строений  оказалась не слишком творческой, и Матвеев от всего этого запил и очень скоро ушел из жизни, возможно, открыв список подобных жертв алкоголя среди русских художников.
          Также Петром был послан за границу  Михаил Захаров (1701 – 1739), сын художника Александра Захарова, он учился во Флоренции, а вернулся в Россию во время правления Екатерины I. Фактически Захаров прошел тот же жизненный путь, что и Андрей Матвеев, опустившись в конце своей жизни от творческой неудовлетворенности, и, в конце концов, погибнув от алкоголя.
          Практика зарубежных стажировок продолжилась и с созданием Академии художеств (1757), когда выпускник, получивший большую золотую медаль, вместе с наградой приобретал возможность (прежде всего финансовую) стажироваться за границей, например, в Италии. И эта традиция сохранялась вплоть до начала ХХ века.
          Иностранные мастера также продолжали приезжать в Россию, кто-то всего лишь, чтобы выполнить конкретный заказ, а кто-то чтобы остаться навсегда и прославить уже русское искусство, если не собственными силами, но мастерством своих потомков.

Доменико Трезини. Летний дворец Петра I
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments