
В истории нашего искусства портреты деятелей отечественной культуры составляют, пожалуй, отдельную галерею. И в ее центре, разумеется изображения Александра Сергеевича Пушкина.
В 1827 году два ведущих отечественных портретиста того времени, Василий Тропинин и Орест Кипренский создали два портрета Александра Пушкина. Портреты получились настолько диаметрально противоположными, что причины этого составляют отдельную загадку нашего искусства.
Традиционное объяснение этого феномена лежит на поверхности: Тропинин писал портрет по


Истории обеих этих картин довольно любопытны. Причем, с работой Тропинина связан некий криминальный сюжет, а вот портрет Кипренского рассказывает, скорее, трогательную историю дружбы двух поэтов.
Когда портрет Тропинина был закончен, его должны были отослать Соболевскому, который в то

Портрет работы Кипренского выкупил сам Пушкин после смерти своего друга Дельвига в 1831 году. Поэту, видимо, он очень нравился, так что Пушкин повесил его в своем кабинете в квартире на Мойке в Петербурге, и постоянно держал перед глазами. После смерти самого Пушкина, портрет хранился у его наследников.

Пушкин сам прекрасно осознавал некоторую двойственность сознания человека, занимающегося творчеством. Именно в 1827 году он написал свое знаменитое стихотворение «Поэт» («Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон»), в котором как будто разделяет две ипостаси творца: человеческую и поэтическую. Возможно, именно тогда эта проблема его особенно занимала.
Любопытно, что Кипренскому, после того, как он выполнил портрет Пушкина, поэт посвятил свое стихотворное послание, написав знаменитое «Любимец моды легкокрылой», где осыпал комплиментами талант Кипренского-портретиста («Себя как в зеркале я вижу/ Но это зеркало мне льстит…»). А вот Тропинину он таких строк не посвящал. Из этого можно сделать вывод, что к портрету, где была изображена его поэтическая ипостась, Пушкин отнесся с гораздо большим восторгом, нежели к «халатному» портрету Тропинина.

Но по этим двум портретам можно судить не только об их герое, но и о творческих установках самих художников, о том, что Кипренский и Тропинин искали и видели в своих моделях. Родоначальник русского реализма Тропинин и романтик Кипренский, каждый из них увидел своего Пушкина и, как это ни странно, не ошибся в своем видении. Они показали два образа
