nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

СНЕГ

Часть 2.

        Игорь Грабарь родился в очень интересной семье. Его отец Эммануил Грабарь был видным политическим и общественным деятелем Венгрии, даже членом парламента, однако и он, и вся его семья (в частности дед Игоря по матери А.И.Добрянский) исповедовала славянофильские взгляды. Такие убеждения, мягко говоря, не приветствовались со стороны австро-венгерских властей, поэтому в 1876 году отец Грабаря был вынужден бежать, сначала в Италию, затем во Францию, и, в конце концов, он обосновались в России. Позднее к нему присоединилась и остальная семья. Все было настолько серьезно, что Грабари в течение довольно длительного времени жили в нашей стране под конспиративной фамилией Храбровы (впрочем, Храбар - это была родовая фамилия Эммануила Грабаря). Игорь носил ее вплоть до окончания университета, то есть лет двадцать.
       Жить в России семье было не просто. Власти дали Грабарям убежище, но не дали возможности достойно жить. Отец Игоря работал школьным учителем, семья едва сводила концы с концами. Эммануил Грабарь очень беспокоился, что его сын не получит приличного образования, но обстоятельства сложились так, что его приняли в одно из лучших средних учебных заведений России того времени – Катковский лицей (Московский лицей цесаревича Николая). Образование он получил, позднее даже окончил университет, но школьные годы всегда вспоминал с отвращением. Лицей был привилегированным учебным заведением для избранных, и подросток, обучающийся за счет благотворительно стипендии, по определению был обречен на то, чтобы стать там изгоем.
        Возможно, именно эти воспоминания, и подтолкнули Игоря Грабаря к тому, чтобы отказаться от юридической карьеры, а серьезно заняться искусством. Он получил профессиональное образование сначала в Академии художеств (класс Ильи Репина), затем уехал за границу, в Мюнзхен, а когда вернулся в Россию в начале ХХ века, уже оказался вполне сложившимся художником с ярко выраженной индивидуальностью.
       И одной из хорошо узнаваемых сторон его творчества стала приверженность к зимним пейзажам. Почему Грабарь настолько полюбил снег и зиму, сказать трудно. Может, здесь сказались какие-то детские воспоминания, поскольку ранние годы своей жизни он провел в имении деда в Карпатах, а там, в горах, снега хватало. А возможно, что его захватила именно техническая сложность этой проблемы.
        Еще когда он учился в лицее, школьный преподаватель В.В.Попов заставлял своих учеников ходить на очередную передвижную выставку, что бы увидеть там картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Разумеется, школьников больше всего занимал сюжет полотна, кто-то с удовольствие разглядывал многочисленных персонажей, объединенных идеально составленной композицией. Но преподаватель рассказывал ученикам о живописных достоинствах картины, и, прежде всего о том, как Василий Суриков писал снег. «Хорошенько посмотрите, - говорил он назидательно, - как написан снег под санями и в колеях. Там все цвета радуги, а отойдешь – снег-то белый. Вот как надо писать!»
        Вероятно, единственным, кто услышал своего педагога во время экскурсии, оказался Игорь Грабарь. И тогда понятно, что впоследствии, занимаясь перевеской картин в Третьяковской галерее, Грабарь выделил для «Боярыни Морозовой» отдельный зал, убрал оттуда две другие большие картины, которые подавляли ее своими масштабами, и пробил на месте узкой двери, ведущей в зал, широкую арку, чтобы картину было видно через всю анфиладу. Суриков, посетивший галерею, чуть не расплакался от признательности, сказав, что впервые видит свою собственную работу целиком.

Продолжение следует...

 
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    Франсиско Гойя. Колосс (Паника). 1810 (мои проблемы и мое их восприятие в данный момент) Наверное, у каждого бывают такие периоды…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Жак Оффенбах. Фотография Надара, 1870-е гг. Однажды композитор Жак Оффенбах, пребывая в исключительно дурном настроении, начал…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1842 Известный критик Виссарион Белинский со свойственной ему прямотой и искренностью, часто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments