Зима в нашей стране даже за один сезон бывает разной: яркой и победоносной, сияющей в лучах солнца, уютной и пушистой, покрытой толстым слоем мягкого снега, а бывает и очень неприятной. Иногда у нас льют ледяные дожди, иногда стоят дикие морозы, а иногда над нами нависает низкое свинцово-серое небо, вызывая депрессивное настроение даже у самых стойких оптимистов.
Конечно, настоящий художник может найти источник вдохновения в чем угодно, но все-таки мало кто решает писать зиму в мрачном и безнадежном ключе. Исключение, пожалуй, можно увидеть в одной из самых известных картин Федора Васильева «Оттепель».
В нашем сознании понятие «оттепели» прочнее всего увязано с эпохой конца 1950-х-начала 1960-х годов, и слово это, скорее имеет положительное значение. Мы думаем о глотке свободы, который получила наша страна в те годы, о новых писателях и художниках, западных веяниях, которые смогли хоть немного, но просочиться через железный занавес, даже о стилягах в ярких и непривычных нарядах.
И когда понимаешь, что один из самых мрачных и унылых пейзажей в русском искусстве тоже называется «Оттепель», становится как-то не по себе. Впрочем, Федор Васильев в своем творчестве вообще не отличался жизнерадостностью. Оптимистических, жизнеутверждающих пейзажей, особенно в позднем периожде его творчества, у него почти нет. Есть относительно не очень мрачные или печальные.
Конечно, в определенной степени это объясняется его личной историей. Федор фактически с раннего детства был вынужден обеспечивать свою мать, двух братьев и сестру, поскольку его отец, мелкий чиновник, пил и много проигрывал в карты. И при этом он отличался невероятной для ребенка целеустремленностью. Он всегда хорошо рисовал, и в 13 лет твердо решил стать художником. Федор начал посещать вечерние классы Рисовальной школы при Обществе поощрения художников, а потом еще нашел работу помощника у реставратора Академии художеств П.К.Соколова.
Все современники отмечали невероятный талант подростка, так что лет в пятнадцать он уже как с равными общался с самыми именитыми преподавателями Академии и участниками Товарищества передвижных художественных выставок.
А еще Федор Васильев торопился жить, как будто знал, что ему будет отпущено всего двадцать три года. Что среднестатистический человек успевает сделать к этому возрасту? Закончить институт? Отслужить в армии? Жениться и обзавестись семьей? Многие в 23 года еще даже толком не решили, чем вообще хотят заниматься на этой земле.
Федор Васильев оставил после себя целую галерею великолепных картин, стал одним из основоположников русского реалистического пейзажа, вписал свое имя в историю русского искусства.
Картину «Оттепель» он написал в самом начале 1871 года, видимо, в январе, поскольку в феврале она уже была представлена на конкурс Общества поощрения художников, где получила первую премию. Успех «Оттепели» был столь велик, что великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III) лично попросил художника сделать с нее копию, которая была отправлена на Всемирную выставку в Лондон, а позднее попала в русский музей. Первый вариант картины хранится в Третьяковской галерее.
Картина действительно отличается редким мастерством и в построении композиции, и в ее живописном решении. Но ее общее настроение при этом настолько мрачно и депрессивно, что даже кажется странным, как она могла так понравиться публике. Этот пейзаж не оставляет человеку никакой надежды, низкое сизое небо, грязный снег, исчерченный следами от саней, заполненными черной талой водой, убогая изба, которая кажется совершенно заброшенной, несмотря на то, что из трубы ее идет дым, и, значит, там топят печь. Даже фигуры старика с бородой и маленькой девочки, видимо путников, не оживляют пейзаж, а только усугубляют чувство потерянности и одиночества. Впрочем, критики отмечали в картине Васильева «тонкий лиризм в сочетании с глубоким знанием природы и русской действительности», и ставили его «Оттепель» вровень с лучшими полотнами Саврасова, в частности со знаменитыми «Грачами».
Интересно, что на Всемирной выставке в Лондоне картина также привела в восторг всех зрителей, и Васильева даже приглашали в Лондон, предполагая, что только он сможет достойно изобразить оттепель в этом городе.
Конечно, «Оттепель» перекликается и с общим настроем русской литературы того времени, и прекрасно вписывается в общие принципы критического реализма, поскольку в ней можно увидеть определенные отсылки к социальным проблемам того времени и даже символическое отражение общественного мнения соответствующей эпохи.
Но все же, очень может быть, что главной причиной появления такого настроя в этом пейзаже были личные проблемы художника. Васильев никогда не отличался крепким здоровьем, и как раз зимой 1871 года, после легкой простуды (он катался на коньках и, разгоряченный, наелся снега) у него начались серьезные проблемы с легкими и с горлом. Весной этого года у него нашли туберкулез. Очень похоже на то, что когда Васильев работал над своим полотном, он уже был болен, хотя, сам еще этого не осознавал, а вот его подсознание выдало именно такие мрачные и безнадежные образы.