nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

БОРИС КУСТОДИЕВ: МАСЛЕНИЦЫ

Часть 1.

        Это может показаться странным, но почему-то русские художники довольно редко избирали источником своего вдохновения наши любимые народные праздники, те самые праздники, в которых так органично соединяются языческие традиции и православие, в которых участвуют абсолютно все, независимо от социального статуса и интеллектуального уровня.
        До Бориса Кустодиева изображение таких явлений как ярмарки, масленичные или рождественские гуляния, купания в проруби на Крещение и тому подобное, скорее были объектом интереса для художников-этнографов, причем часто иностранцев.  Они с дотошностью исследователей изображали все детали подобных экзотических для них форм русской жизни, но совершенно не чувствовали дух этих праздников, представлявшихся стороннему наблюдателю чем-то варварским и диким.
        Борис Кустодиев до начала ХХ века был вполне типичным художником-реалистом, наиболее ярко проявившим себя в портретном жанре. Кустодиев учился в Академии художеств у Ильи Репина, и настолько усвоил художественную манеру своего наставника, что когда они вместе работали над грандиозным полотном «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года», то Репин подчас не мог отличить свои эскизы от тех, что выполнял Кустодиев.

       
  Илья Репин. Портрет       Борис Кустодиев
  графа Игнатьева               портрет Половцева

   
    Илья Репин. Торжественное заседание Государственного
     совета 7 мая 1901 года


       Но в какой-то момент Борис Кустодиев нашел для своего творчества совершенно другую тематику и, к тому же, изменил свой художественный язык. Сейчас трудно сказать однозначно, что именно послужило поводом для таких глобальных перемен, однако возможно, что это было связано с началом тяжелой болезни, первые признаки которой проявились еще в 1909 году. Тогда у Кустодиева диагностировали «костный туберкулез», а позднее в 1913 году у него выявили опухоль в спинномозговом канале. Операция, которую сделали в Германии, спасла ему жизнь, но лишила возможности самостоятельно передвигаться.
       И вот примерно в это время он и начинает писать свои самые яркие и жизнерадостные картины. На его полотнах оживают всевозможные «Масленицы», «Гуляния», «Ярмарки», «Карусели», забавные сценки из жизни российской провинции, пышнотелых купчих, наслаждающихся жизнью, веселых парней с гармошками и прочие приметы спокойной и счастливой дореволюционной жизни. Причем эти картины он продолжает писать и после революции, словно стараясь удержать уходящую эпоху, или хотя бы самому немного задержаться в ней.
        С другой стороны, одна из первых картин этой серии, «Ярмарка», быйла написана еще в 1906 году, за несколько лет до болезни. Так что возможно, свое влияние оказали и воспоминания детства, проведенного на Волге, в Астрахани. Кустодиев родился в достаточно интеллигентной семье, его отец был преподавателем духовного училища. И хотя он рано умер (Борису тогда едва исполнился год), мать Бориса, Елизавета Прохоровна, смогла привить всем своим четверым детям любовь и интерес к литературе и искусству. Но семья жила в купеческом окружении, поскольку снимали флигель в купеческом доме, и, естественно, Борис в детстве не мог не наблюдать все обычаи и традиции любимых в народе праздников.

Продолжение следует…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments