Часть 2.
В 1903-1905 годах Борис Кустодиев отправился в свою первую европейскую поездку после того, как получил золотую медаль Академии с правом стажировки (путь, вполне типичный для большинства выдающихся русских художников). Для него это к тому же было и свадебное путешествие, и его старший сын Кирилл родился в 1904 году в Париже.
Кустодиев проехал по всей Европе, его, как и всякого нормального художника,разумеется интересовали новейшие художественные тенденции французского искусства, что вполне понятно, поскольку уже со второй половины 19 века главным центром всей художественной жизни Европы стал Париж. Но несколько более неожиданным оказалось то, что еще несколько месяцев Кустодиев провел в Мадриде. Испания этой эпохи вряд ли была в авангарде европейской художественной жизни. Во всяком случае, наиболее продвинутые испанцы, так же как и все прочие иностранцы, стремились жить и творить в Париже. Пабло Пикассо, например, жил во Франции с 1900 года. Это было время его знаменитых голубого и розового периода.
Так вот в Мадриде Кустодиев, разумеется, не занимался изучением современной испанской живописи, поскольку изучать особо было нечего, а приобщался к шедеврам старых мастеров. Вероятно, поначалу это были великие испанцы Эль Греко, Мурильо, Сурбаран, Веласкес, Гойя. Но не только. В силу исторических особенностей взаимоотношений Испании и Нидерландов, значительная часть творческого наследия лучших нидерландских мастеров 15-16 века хранится в музее Прадо.
И Кустодиева более всего захватили работы Питера Брейгеля Старшего, называемого также и Мужицким. Современные ему критики и позднейшие исследователи творчества Кустодиева отмечали, что на его «Масленицы» безусловное влияние оказали некоторые работы Брейгеля, например, «Битва Масленицы и Поста», «Игры детей», «Нидерландские (фламандские) пословицы», (впрочем, эти работы сейчас хранятся в Венском музее истории искусств и в Берлинской картинной галерее).
Прежде всего, Кустодиев использует типично брейгелевские приемы построения композиции картины. Изображение дается с высокой точки, наиболее подробно разрабатывается передний план, композиция состоит из значительного количества персонажей, причем эти персонажи несут в себе ярко выраженные национальные черты. Также важной частью композиции является и сочетание жанровых сцен с пейзажем, которыйстановится не только фоном, но и важной составной частью сюжета картины, неся в себе дополнительный смысл.
Кустодиев очень хотел приблизиться к брейгелевскому пониманию значительности обыденных сцен народной жизни. Он так говорил о своих творческих поисках: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту. У них масса анекдота, но этот анекдот чрезвычайно «убедителен», потому что их искусство согрето простой и горячей любовью к видимому. Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью".
Кустодиев начал воплощать эти свои творческие принципы еще в ранних «Ярмарках», «Гуляниях» и «Купчихах», но в полней мере они проявились именно в «Масленицах»
Продолжение следует…