
Наша Масленица, без сомнения, – это самый веселый, вкусный и понятный для всех русский традиционный праздник. Что именно и когда надо делать в эту неделю перед Великим Постом, знают абсолютно все, даже маленькие дети. И никто не задумывается о том, что в действительности, смысл этого праздника гораздо глубже и сложнее, что многие необходимые и обязательные в прошлом масленичные ритуалы сейчас уже почти забыты.

Первая сложность Масленицы заключается в том, что это одновременно и языческий и православный праздник. Проводы Зимы и поминание умерших, которые практиковали наши предки в дохристианской традиции, как-то достаточно органично сплелись воедино с Неделей о Страшном Суде, которая должна подготовить христианина к Великому Посту. Блины, которые были языческим ритуальным блюдом, вполне вписались в мясопустную неделю как основное блюдо "заговения", то есть праздничной трапезы накануне

Масленичная неделя была очень строго регламентирована, особенно в русских деревнях. Каждый день следовало выполнять определенные ритуалы в строго определенной последовательности. Например, дети катались с ледяных гор, начиная с первого дня Масленицы, а взрослые присоединялись к ним только со среды или четверга. Причем в четверг это обязательно должны были делать пары, которые поженились в этом году. С гор также непременно скатывались лучшие пряхи, и считалось, что у той, что скатится дольше всех, и лен уродится лучше, и пряжа будет длиннее.

Сам ритуал катания с гор тоже был четко прописан, причем в каждой местности эти правила были свои. Например, в Архангельской губернии сначала на сани садился молодой муж, потом присутствующие выкликали его жену. Молодая женщина должна подняться на горку с определенным количеством поклонов, сесть мужу на колени, потом они целовалисья установленное количество раз под одобрительные возгласы присутствующих, и только потом съезжали с горы. И так должна была проехать каждая пара, которая вступила в брак до этой Масленицы.
Масленица вообще была праздником молодоженов, которые поженились менее года назад, а также возможностью для старшего и младшего поколения каким-то образом сгладить извечные конфликты и отрегулировать внутрисемейные отношения. Самым важными были отношения между тещей и зятем, и, соответственно, значительное количество масленичных ритуалов были связаны именно со взаимоотношениями этих двух членов семьи. Вероятно, и в старые добрые времена эти отношения были, мягко говоря, непростыми («У тещи зять – первый гость, а принят в дом – первый разбойник»).
Среда была днем, когда тещи приглашали на блины зятьев («Зять в дом – иконы вон»), а в пятницу следовал ответный визит, и зять принимал тещу. Если какие-то детали ритуала не соблюдались с той или иной стороны, то это могло послужить причиной вечной вражды между тещей и зятем. Между прочим,

В дни Масленицы на Руси проводились массовые игры и действа, почти забытые сейчас, это и взятие снежного городка, и кулачные бои, и конские бега, и «целовник», когда гости в субботу навещали молодых жен, а те должны были одаривать их пивом и поцелуями.
С поцелуями вообще было связано огромное количество масленичных традиций. В одних местах молодые пары наряжались в свои подвенечные наряды, выходили на улицу и публично целовались, показывая, как сильно они любят друг друга (чем больше поцелуев, тем сильнее любовь). А где-то молодого мужа закапывали в снег, а молодая жена должна была выкупить его, поднеся «зарывальщикам»

Весь этот разгул заканчивался в Прощеное Воскресение сожжением Масленицы. Затем люди просили друг у друга прощения, настраиваясь, таким образом, на сорок печальных дней Великого Поста. Тут уже главной становилась христианская составляющая праздника, церковь звала людей к покаянию, напоминала о Страшном суде и о первородном грехе человечества, а кроме того предостерегала от возвращения к языческому мировоззрению, остатки которого были весьма заметны во время праздничной масленичной недели.
