nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ХУДОЖНИКИ И РЕПРЕССИИ:
ЗНАМЕНИЕ ЭПОХИ


Василий Ефанов. Незабываемая встреча. 1937

          В советское время свобода творчества в нашей стране не могла существовать в принципе. Искусство, в том числе и изобразительное, было объявлено частью идеологической пропаганды. Художники-авангардисты, которые в двадцатые годы бросились прославлять новую жизнь новыми художественными средствами, уже в тридцатые годы были фактически объявлены врагами режима. В 1934 году была уничтожена Академия художественных наук, которая в существовавшем виде уже не устраивала складывающийся тоталитарный режим
Государству требовалось нечто более понятное и наглядное, чем творческие искания отдельных личностей, отсюда возник так называемый социалистический реализм. Кое-кто из художников чувствовал себя вполне уютно в установленных рамках, и не искал никаких иных способов самовыражения, но очень многим было тесно, и тогда в дело могли вмешаться власти.
Павел Филонов. Портрет Сталина. 1937

          Вероятно, целенаправленных кампаний по уничтожению художников, так, как это было с литераторами, власти все же не организовывали. В конце концов, чтобы нейтрализовать художника достаточно запретить ему выставляться и отнять мастерскую. Писатель может сочинять в стол, для этого ему нужна только бумага и ручка или даже карандаш (если нет чего-то более современного). Даже из лагерей подчас доходили некоторые книги, сочиненные в совершенно немыслимых условиях, но художнику, даже графику этого мало.
Тем не менее, согласно базе данных, составленной музеем и общественным центром «Мир, прогресс, права человека» имени А.Д.Сахарова, в годы сталинских репрессий пострадали 586 художников и искусствоведов. Может быть, это не так много если считать в масштабах многомиллионной страны, но ведь у нас в принципе было не так много квалифицированных специалистов в области истории и теории искусства, а счет талантливых художников вообще всегда шел на единицы.

        Несколько раз был арестован знаменитый Казимир Малевич. Впервые это случилось в 1927 году сразу по возвращении его из  первой и единственной зарубежной поездки. Малевича неожиданно вызвали в Москву из Берлина, где он участвовал в проведении своей выставки, хотя предполагалось, что дальше он отправится в Париж. Художник сразу заподозрил что-то неладное и даже составил завещание. К несчастью он оказался прав, в России его сразу же арестовали. Дальнейших репрессий, впрочем, не последовало, вскоре его отпустили, но через три года, в 1930 году он снова был арестован. И опять вскоре его отпустили. Вероятно, эти потрясения сильно сказались на его здоровье, у него обнаружили рак, и последние пять лет он уже практически никак не участвовал в художественной жизни страны.           Среди жертв сталинского режима, прошедших лагеря, были такие художники, как Василий Шухаев (1887 – 1973), Михаил Соколов (1885 – 1947), Михаил Рудаков (1914 – 1985), Борис Свешников (1927 – 1998), Лев Кропивницкий (1922 – 1994), Юло Соостер (1924 – 1970).

          В 1942 году в лагере города Канска от цинги и пеллагры умер театральный художник Леонид Никитин (1896 – 1942), ученик А.Лентулова и А.Осмеркина. Причем, это был уже не первый его срок. До этого его чуть не расстреляли как «бывшего» в Москве 1918 года, а потом, с 1930 по 1934 года он был на лесоповале в зоне Беломорканала.

         В 1938 году погиб в заключении Александр Древин, известный художник-авангардист, профессор Высшего художественно-технического института, автор серий картин и рисунков, посвященных советскому Уралу. По происхождению он был латыш, его настоящее имя – Александр-Рудольф Древиньш. Видимо, опираясь на этот факт, его арестовали в январе 1938 года по сфабрикованному делу об участии в фашистском заговоре латышских националистов, а чуть более чем через месяц расстреляли. Жена Древина, художница Надежда Удальцова смогла спасти его картины, выдав их за свои.
              По тому же делу был арестован, а позднее расстрелян Густав Клуцис (1895 – 1938), художник-авангардист и конструктивист, латыш по происхождению.
              В 1937 году был арестован и также спешно расстрелян белорусский художник-авангардист, ученик Древина, Роман Семашкевич (1900 – 1937), участник группы «Тринадцать», После ареста его картины были конфискованы и очень много его картин погибло. В 1958 году Семашкевич посмертно был реабилитирован, а в 1990 состоялась первая выставка его сохранившихся работ.

     Также в 1938 году был расстрелян совсем еще молодой художник Владимир Тимирев (1914 – 1938).  Тимирев писал вполне традиционные, хотя и довольно неплохие акварели, но его вряд ли можно считать авангардистом. В его случае, видимо, отчасти свою роль сыграло подмоченное происхождение. Владимир был сыном морского офицера, который после революции командовал белогвардейским флотом на Дальнем Востоке, а после разгрома Белой гвардии остался в Шанхае, а его мать, Анна, также участвовала в белом движении, причем она была постоянной спутницей адмирала Колчака, в которого еще с юности была влюблена.
Владимир пытался еще в ранней юности наладить контакт с отцом и вел переписку с заграницей.       
          Существует также версия, что его обвинили по ложному доносу матери его возлюбленной, Наташи Кравченко, дочери известного советского художника-графика, который в то время был в фаворе у властей. Тимирев почему-то не понравился потенциальной теще, и она поспешила принять меры.

          В качестве репрессивной меры власти могли выслать неугодного человека из столицы куда-нибудь подальше. Так поступили, например, с Марком Дмитриевичем Философовым, ученым секретарем Государственного Эрмитажа. Любопытно, что Марк Дмитриевич был сыном знаменитого искусствоведа Дмитрия Философова, связанного тесными дружескими связями с художниками «Мира искусства».
       
Лев Бакст. Портрет Дмитрия Философова

          Сам Дмитрий Философов  в 1924 году эмигрировал, а вот его сын остался работать в Эрмитаже. В 1936 году Марк Философов был выслан из Ленинграда в Куйбышев (Самару), где некоторое время мог работать по специальности. Он заведовал художественным отделом Куйбышевского областного художественного музея. Философов работал в Самаре недолго, однако за это время успел провести огромную работу по атрибуции хранившихся в фондах музея картин европейских художников, ранее обозначавшихся как принадлежащие неизвестным авторам. Атрибуции, сделанные им, сохранили свою актуальность до настоящего времени.
          К сожалению, в 1938 году по доносу он был арестован, а впоследствии расстрелян. Но работа, которую он провел за то недолгое время, что жил в Самаре, оказалась настолько значительной, что в 2007 году музей даже посвятил ему персональную выставку. На ней были представлены не только музейные документы, связанные с его профессиональной деятельностью, но также и материалы из архивов силовых структур, рассказывающие о последних днях его жизни.

          Получив свободу, некоторые художники (естественно, те, кто остался в живых) смогли вернуться в профессию. Василий Шухаев, например, после десяти лет, проведенных в Магадане, обосновался в 1947 году Тбилиси, где преподавал в Академии художеств.

        Но многие художники, которые формально не подвергались репрессиям, не были арестованы, не сидели в тюрьме, не погибли в лагерях, тем не менее, все равно фактически испытали на себе весь гнет сталинской системы. Они оказались забыты, их картины гибли, и только счастливый случай, оставшиеся друзья или сила характера помогали им выживать или хотя бы не оказаться полностью забытыми. Так было с Павлом Филоновым, умершим от голода во время блокады Ленинграда, так было с Рудольфом Фальком, Штернбергом, Александром Тышлером, которых фактически (за очень редким исключением) не выставляли 1990-х годов. И если сами эти художники, по крайней мере, формально, не пострадали от репрессий, то гонениям зачастую подвергались их ученики.
          В любом случае, изобразительное искусство, как и литература, при Сталине считалось элементом идеологии и находилось под жестким контролем государства, так же, как и его создатели.
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments