nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ. ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ БЛИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА.

        Начало 1870-х годов было, вероятно, самым счастливым временем для Алексея Саврасова. Он совсем недавно вернулся из Парижа, где побывал на Всемирной выставке, издал свой «Курс рисования», учебник, над которым работал вместе с Василием Пукиревым, подписал Устав Товарищества передвижных художественных выставок, став не просто его участником, но членом правления. А еще он открыл для себя Волгу.
        Саврасов был коренным москвичом, и до 1870 года работал в основном в окрестностях Москвы и Петербурга. Путешествие по великой русской реке послужило для него невероятным источником вдохновения. Позднее он еще не раз будет возвращаться в полюбившиеся места, чтобы вновь и вновь писать пейзажи, те самые пейзажи, глядя на которые начинаешь гордиться тем, что ты родился на этой земле.
        Первой картиной, которую Саврасов исполнил во время своего первого волжского путешествия, был «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода». Картина датируется  1871 годом. Пейзаж довольно незамысловатый: с высокой точки одного из холмов на тогдашней окраине Нижнего Новгорода Саврасов пишет крыши нескольких бревенчатых домиков, совершенно деревенских на вид, березовую рощу в правой части картины, а в отдалении видны белоснежные постройки Печерского монастыря, среди которых выделяются храм и колокольня. На заднем плане вид на Стрелку Нижнего Новгорода, то есть на место, где сливаются Ока и Волга. Кстати, Саврасов попросил внести исправления в эту свою работу Василия Перова, своего друга, мнение которого он очень высоко ценил. Однако, даже если Перов, что и подправил в картине, то сделал это настолько деликатно, что его исправления заметить совершенно невозможно.
        Пейзаж этот был очень высоко оценен современниками, все отмечали высокий лиризм, одухотворенность композиции, то, как художник вовлекает зрителя в этот пейзаж, заставляет следовать за собой, как будто действительно возможно сбежать по косогору вниз, и оказаться в слободе, изображенной на картине. Композиционное построение было настолько удачным, что позднее его даже повторил ученик Саврасова, Исаак Левитан в картине «Вечер. Золотой Плес» 1889 года.
        В картине, вероятно, присутствует и еще одна идея, которую постарался выразить Саврасов с помощью художественных средств. Сельские дома, кусты, деревья рощи – все это несколько затемнено, художник не использует яркую зелень, только коричнево-зеленоватые тона, и лишь монастырь изображен белоснежно-золотистым, как будто только на него направлен солнечный свет. Этот художественный прием создает отчетливый контраст между обыденным миром городской окраины, где люди заняты обычными житейскими делами: сушат белье, топят печи, возделывают огороды, и миром духовным, миром монастыря, где нет места обыденности, где главным становится горний свет.
        Печерский Вознесенский монастырь был основан еще в 14 веке, первоначально он находился на высоком утесе над Волгой. В 1595 году оползень частично его уничтожил, и монастырь перенесли на другое место. Там он находится и сейчас. Он по-прежнему остается центром духовной жизни Нижнего Новгорода, да и всей епархии, поскольку сейчас там располагается резиденция митрополита Нижегородского и… и духовная семинария.
        Место, с которого Саврасов писал этот пейзаж сейчас уже невозможно найти. Высокая береговая линия Нижнего Новгорода плотно застроена, так же, как и противоположный берег, который на картине кажется совершенно пустынным. Конечно, всегда немного обидно видеть, как изменился окружающий мир за не столь уж продолжительный период времени, ведь с момента создания картины прошло даже меньше полутора веков. Но зато весьма любопытно сравнивать прошлое и настоящее, тем более что картина находится в Нижегородском художественном музее и ее легко можно увидеть.
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Джанкарло Витали. Дирижёр II. 1991 Однажды знаменитый дирижёр Артуро Тосканини сказал своему восторженному поклоннику, который…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 2. Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Франсуа Кенель. Портрет Мишеля Монтеня (?).ок. 1588 Однажды французского писателя и философа Мишеля Монтеня спросили, что он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments