nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

КАРЛ ВЕНИГ. ПОСЛЕДНИЕ МИНУТЫ ДМИТРИЯ САМОЗВАНЦА

Часть 1.

        Во всех музеях есть такие картины, у которых всегда толпятся зрители, несмотря на более чем скептическую оценку искусствоведов. И очень часто к таким картинам относятся полотна академистов, известных и не очень. В Нижегородском художественном музее одним из таких суперпопулярных картин является произведение Карла Венига «Последние минуты Дмитрия Самозванца».
        Карл Вениг был исключительно профессиональным художником, хотя его произведения никогда не относили к шедеврам русского искусства. Он родился в Ревеле (Таллинн) в 1830 году, и таким образом оказался лишь немногим старше и представителей отечественного критического реализма, и участников движения передвижников (впрочем, Алексей Саврасов был его сверстником). Отец Венига Готлиб Фридрих был учителем музыки и органистом лютеранской церкви, а мать Агата Эмилия в девичестве носила фамилию Фаберже и была родной теткой великого Карла Фаберже. Двое младших братьев Карла Венига (всего в семье было 12  детей) также окончили Академию художеств.
        В Академии Карл был на хорошем счету, его педагог, Федор Бруни прекрасно к нему относился, хотя был человеком очень непростым в общении с учениками. Вениг без каких бы то ни было проблем получил все положенные академические награды от малой серебряной до большой золотой медали, получил грант на поездку в Италию и полное признание академических кругов с присвоением степени академика за «Положение во гроб», написанное в Риме. Далее были «Два ангела, возвещающие гибель городу Содому», давшие Венигу звание профессора исторической живописи, участие в росписях Московского Храма Христа Спасителя и Николаевской лютеранской церкви в Ревеля, где служил его отец.
        Надо сказать, что понятие исторической живописи распространялось в то время не только на композиции, написанные на исторические сюжеты, к историческим относились также библейские, античные, и вообще мифологические темы.
        Разумеется, все, что писал Вениг, было «страшно далеко» от современной действительности. Даже собственно его исторические полотна («Русская девушка», «Иван Грозный и его мамка») были лишь иллюстрациями тех или иных исторических сюжетов, не более того.
            Но что действительно умели делать  художники-академисты, так это писать картины так, чтобы каждую деталь можно было разглядывать часами. Их историческим картинам, конечно же, недоставало психологизма и философской глубины, а также связи с современность, что виртуозно умели делать передвижники, вкладывая исторический сюжет какой-то дополнительный смысл, зато действия и поступки героев академических композиций элементарно считывались зрителями любого уровня подготовки, за счет профессионально выстроенной мимики и жестов.

Продолжение следует…
Tags: картины, сюжет, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 5. Обретя после смерти графа де Ферриоля свободу и финансовую независимость, Аиссе, тем не менее не…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments