Часть 1.
Во всех музеях есть такие картины, у которых всегда толпятся зрители, несмотря на более чем скептическую оценку искусствоведов. И очень часто к таким картинам относятся полотна академистов, известных и не очень. В Нижегородском художественном музее одним из таких суперпопулярных картин является произведение Карла Венига «Последние минуты Дмитрия Самозванца».
Карл Вениг был исключительно профессиональным художником, хотя его произведения никогда не относили к шедеврам русского искусства. Он родился в Ревеле (Таллинн) в 1830 году, и таким образом оказался лишь немногим старше и представителей отечественного критического реализма, и участников движения передвижников (впрочем, Алексей Саврасов был его сверстником). Отец Венига Готлиб Фридрих был учителем музыки и органистом лютеранской церкви, а мать Агата Эмилия в девичестве носила фамилию Фаберже и была родной теткой великого Карла Фаберже. Двое младших братьев Карла Венига (всего в семье было 12 детей) также окончили Академию художеств.
В Академии Карл был на хорошем счету, его педагог, Федор Бруни прекрасно к нему относился, хотя был человеком очень непростым в общении с учениками. Вениг без каких бы то ни было проблем получил все положенные академические награды от малой серебряной до большой золотой медали, получил грант на поездку в Италию и полное признание академических кругов с присвоением степени академика за «Положение во гроб», написанное в Риме. Далее были «Два ангела, возвещающие гибель городу Содому», давшие Венигу звание профессора исторической живописи, участие в росписях Московского Храма Христа Спасителя и Николаевской лютеранской церкви в Ревеля, где служил его отец.
Надо сказать, что понятие исторической живописи распространялось в то время не только на композиции, написанные на исторические сюжеты, к историческим относились также библейские, античные, и вообще мифологические темы.
Разумеется, все, что писал Вениг, было «страшно далеко» от современной действительности. Даже собственно его исторические полотна («Русская девушка», «Иван Грозный и его мамка») были лишь иллюстрациями тех или иных исторических сюжетов, не более того.
Но что действительно умели делать художники-академисты, так это писать картины так, чтобы каждую деталь можно было разглядывать часами. Их историческим картинам, конечно же, недоставало психологизма и философской глубины, а также связи с современность, что виртуозно умели делать передвижники, вкладывая исторический сюжет какой-то дополнительный смысл, зато действия и поступки героев академических композиций элементарно считывались зрителями любого уровня подготовки, за счет профессионально выстроенной мимики и жестов.
Продолжение следует…