Часть 2.
Итак, перед нами «Последние минуты Дмитрия Самозванца» (как вариант «Последние минуты Григория Отрепьева») Карла Венига, написанная в 1879 году. Для сравнения: в 1871 году Ге закончил картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», в 1878 году Суриков начал работу над «Утром стрелецкой казни», в 1879 Репин выставил «Царевну Софью».
Картина Венига также изображает один из переломных моментов русской истории. По идее, это должна быть сцена перед крахом и гибелью Лжедмитрия I, произошедая утром 17 мая 1606 года. Действие происходит в покоях самозванца в Кремле. Вероятно только что Петр Басманов, преданный и доверенный человек Лжедмитрия, вернулся с Красного крыльца и сообщил ему, что народ на Соборной площади требует к себе царя. Чуть раньше, буквально несколько минут назад Басманов убил дьяка Осипова, который пробрался в покои Лжедмитрия, чтобы прикончить его.
Русские источники сообщали, что перед тем как погибнуть, Осипов произнес целую речь, обличающую самозванца, причем в выражениях не стеснялся, именуя Дмитрия еретиком, расстригой и недоноском. Разумеется, это только легенда, и у Осипова просто не было времени для такой лексической импровизации. Но все равно, эта легенда подчеркивает, какой накал страстей царил в тот момент вокруг личности самозванца. Масла в огонь подбавило и то, что тело киллера-неудачника выкинули на площадь прямо из окна. Осипов был любим народом, как сообщают те же летописные источники, поскольку вел праведную жизнь.
Энергичным жестом Басманов указывает на что-то за окном, другой рукой разворачивая Дмитрия, очевидно, чтобы тот увидел это. Такой жест весьма показателен, поскольку говорит о достаточно фамильярных отношениях господина и слуги, и о том, что Басманов не очень-то верил в царское происхождение Дмитрия, ведь истинного царя он вряд ли стал так резко хватать за плечо.
Известно, что самозванец не решился выйти на крыльцо к народу, но высовывался в окно, держа в руках бердыш. У Венига же единственным оружием в сцене является сабля в ножнах на поясе у Басманова, а Дмитрий может обороняться, если только сжатыми кулаками. Впрочем, скорее всего этот жест символизирует сильнейшее напряжение, в котором пребывает главный герой полотна. Похоже, что эти детали свидетельствуют о безнадежности ситуации, в которой оказался Лжедмитрий и его приближенный.
Спустя несколько минут толпа пойдет на штурм царских покоев, Дмитрий попытается бежать, предупредив Марину Мнишек, но не попытавшись помочь ей. Из своих покоев он сможет перебраться лишь в соседнее помещение парадных "каменных палат", ему придется прыгать из окна с высоты 20 локтей (с учетом того, что русский локоть равен примерно 50 см, высота была около десяти метров, где-то 3 этаж по современным меркам). Самозванец повредил ногу, но ему посчастливилось попасть в руки преданных ему украинских стрельцов, которые несли караул рядом с местом его падения. Впрочем, это отсрочило его гибель всего на несколько минут.
Динамику сцене прибавляют перевернутый стул, с которого самозванец, видимо только что резко поднялся, смятый ковер и отброшенная темно-синяя бархатная ткань, вероятно, это верхний длинный и дорогой царский кафтан с богатой вышивкой. Вероятно, перевернутый стул, богато декорированный узорами, является и символом утраченной царской власти.
Между прочим, Дмитрий не выглядит подавленным или готовым принять поражение. Сжатые кулаки, напряженное выражение лица, нога, резко выдвинутая вперед, свидетельствует о том, что самозванец намерен бороться и победить. Никакой обреченности в его позе нет.
Третий персонаж картины – Марина Мнишек, новоявленная коронованная супруга Дмитрия. Она не одета и простоволоса, вероятно, она только что встала с постели, и еще не в курсе того, что происходит, хотя сцена, которая разворачивается перед ней, наверняка дает ей понять, что происходит что-то скверное. При этом ее небрежный домашний наряд говорит и о ее проигрыше в этой истории, особенно если вспомнить с какой пышностью был обставлен ее въезд в Москву всего десять дней назад.
Полотно, конечно, написано блестяще. Вениг, судя по всему, достаточно много работал с историческими источниками. Детально и точнейшим образом выписаны интерьер царских покоев, мебель, ковры, ткани, одежда и обувь героев. Возможно, исторический облик Петра Басманова художник и не смог отыскать в старинных гравюрах, но и лицо Марины Мнишек, и портрет Лжедмитрия очень сходны с оригинальными изображениями. Художник даже тщательно выписал пресловутую бородавку.
Картина, конечно, не отличается глубиной содержания и тонкостью психологических характеристик героев, но она вполне понятна для любого зрителя, и в этом тоже есть определенное достоинство. А главное, она нравится публике, а, значит, есть надежда, что кто-нибудь придет посмотреть на нее еще раз, а заодно заинтересуется и чем-нибудь еще в музейных залах.