nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

КРИМИНАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ:
ФАКТЫ И ВЫМЫСЛЫ

Часть 1.

        Если верить теории, согласно которой преступление – это тоже своего рода способ самовыражения, то художники, особенно талантливые и успешные, совершенно не нуждаются в том, чтобы преступать закон. Но бывает, что обстоятельства и особенности творческой натуры увлекают творца на совершенно не свойственный ему путь не созидания, но насилия и нарушения закона. Впрочем, еще Пушкин размышлял на тему «гения и злодейства», предполагая для творца в качестве единственного понятного преступного мотива зависть к более талантливому или удачливому коллеге по цеху. В жизни все бывает гораздо более прозаично. Впрочем, очень часто истории о преступных наклонностях того или иного мастера – это всего лишь обывательские домыслы, никак не подкрепленные фактами.
        Например, известный мастер итальянского Возрождения фра Филиппо Липпи (ок.1406 – 1469), был не только художником, но и священником. Помимо исполнения великолепных алтарных образов и фресок, он, вероятно, вел и некоторые финансовые дела монастыря Сан-Кирико близ Флоренции, куда его назначили на службу. Детали этой истории неизвестны, но в 1455 году выяснилось, что фра Филиппо  был замешан в каких-то темных финансовых махинациях, и его осудили за подлог. Лишь благодаря своим высоким покровителям он отделался легким испугом, его просто сместили с должности и перевели в другой монастырь. Он стал капелланом в женском монастыре святой Маргариты в Прато. Поскольку фра Филиппо был известным ловеласом, то перевод в женский монастырь вряд ли оказался для него наказанием, возможно, он воспринял это как неожиданную награду, тем более что в конечном итоге из этого монастыря он похитил юную монахиню, ставшую впоследствии его женой.
         Художник Андреа дель Кастаньо (1423 – 1457) согласно легенде убил своего друга Доменико Венециано. Когда исследования доказали, что Кастаньо умер за четыре года до смерти Доменико, и эта легенда не подтвердилась, возникла новая версия, утверждающая, что Кастаньо еще подростком убил своего отца и поджег отчий дом, чтобы скрыть это преступление. Впрочем, известно, что его отец был извергом, морил своих четверых детей голодом и бил их смертным боем. В наше время он сам непременно оказался бы за решеткой.
         Знаменитого венецианца Тициана Вечеллио (около 1476/77 или 1489/90 – 1576) современники обвиняли в убийстве другого венецианского художника, Антонио Порденоне (1484 – 1539). В свое время он был очень известен и в Венеции, и в других городах, где исполнял различные заказы. Современники полагали, что Тициан возненавидел Порденоне, когда тот приобрел большую популярность в Венеции и стал получать там все лучшие заказы. В конце концов, Антонио очень устал из-за постоянного соперничества с Тицианом и уехал в Феррару, где намеревался отдохнуть и восстановить свои силы. Однако там он неожиданно умер, как это назвали бы сейчас, при невыясненных обстоятельствах.
         Порденоне обедал в траттории и обильно запивал трапезу вином. Вдруг он вскрикнул, захлебнулся, очевидно, потерял сознание, и упал, ударившись лицом о стол. Его отнесли в верхние комнаты, поскольку подобные заведения в те времена сочетали в себе функции ресторана и гостиницы. Порденоне пролежал два дня в коме и умер, не приходя в сознание. Свидетели утверждали, что незадолго до происшествия из дверей траттории выбежал некто, закутанный в черный плащ, а фигурой и походкой этот человек как две капли воды был похож на Тициана. Сразу же родилась версия, что это Тициан специально тайно приехал в Феррару и подсыпал отраву в вино своего соперника, чтобы устранить его раз и навсегда.
         У художника, впрочем, оказалось стопроцентное алиби: он как раз в этот день работал над срочным заказом и никак не мог отлучиться из мастерской. Конечно, этому многие не поверили, считая, что его отмазали, потому что ему покровительствовал сам дож. Однако, исповедуясь в своих грехах на смертном ложе, Тициан так и не признался в убийстве Порденоне. Хотя, кто знает, в момент смерти ему было чуть ли не сто лет. Человек в таком возрасте может и забыть что-то не очень существенное.
        Однозначно в убийстве, и, очень возможно, даже не в одном был замешан великий Караваджо (1573 – 1610). В отличие от многих своих коллег по цеху он владел шпагой и кинжалом ничуть не хуже, чем кистью, и, к тому же отличался несдержанным нравом и бешеным темпераментом. Известно, что Караваджо, происходивший из достаточно состоятельной семьи, начал получать художественное образование у себя на родине, в Милане, в мастерской местного художника Симоне Петерцано. А в возрасте около двадцати лет, примерно в 1592 или 1593 году, Караваджо неожиданно переехал в Рим.                    Официальные биографы художника придерживаются мысли, что Милан стал тесен для его творческих амбиций, но один из писателей 17 века, Джованни Беллори предполагал, что художник был вынужден бежать из родного города, поскольку то ли ранил, то ли убил в драке человека.
В Риме Караваджо постепенно нашел себе покровителей, многочисленные заказы помогли ему обрести финансовую стабильность, но при этом его имя постоянно оказывалось в списках нарушителей закона. В основном это были мелкие правонарушения, хулиганские выходки и неподчинение представителям власти: он мог швырнуть в лицо официанту поднос, носить оружие, меч и кинжал, без соответствующего разрешения, или перебить стекла в доме своего квартирного хозяина, когда возник конфликт из-за квартирной платы, которую художник некоторое время не вносил.
         По-настоящему серьезная проблема возникла у Караваджо, когда он в случайной драке, возникшей в споре из-за игры в мяч, действительно убил человека. Здесь его покровители уже были бессильны ему помочь, и в 1606 году он снова бежал, на сей раз из Рима. Караваджо провел оставшиеся четыре года своей жизни, скрываясь от правосудия. Сначала он прятался под Римом, затем перебрался в Неаполь, далее бежал на Мальту. Там он работал по заказам рыцарей-госпитальеров, но опять не смог избежать конфликтов. Несколько раз он оказывался в тюрьме. Потом он снова вернулся в Неаполь, где стал жертвой нападения, вероятно подстроенного его недругами из Мальтийского ордена. Ему сильно изуродовали лицо. Позднее, он еще раз попал в тюрьму в городе Порто-Эрколе, куда перебрался из Неаполя, на сей раз по ошибке. Когда его выпустили, он заболел малярией и умер. Это случилось 18 июля 1610 года, художнику было 37 лет.

        Продолжение следует…
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments