nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

МУЗЕЙНЫЕ КРАЖИ:
ДЖОКОНДА

Часть 1.

        Громкие кражи из музеев случались во все времена. И это вполне естественно: произведения искусства имеют цену, и зачастую немаленькую, и всегда находились люди, которые предполагали, что они могут распорядиться этими сокровищами куда разумнее, чем специалисты-музейщики.
          Иногда кражи готовят так сказать, извне, но чаще организаторами или соучастниками преступных деяний оказываются музейные сотрудники. Образ музейщика, готового пожертвовать жизнью ради вверенных ему ценностей, увы, скорее всего, остался в далеком прошлом, если вообще не был вымыслом из эпохи соцреализма.

          Возможно первым подобным делом, получившим мировой резонанс, и даже чуть было не спровоцировавшим международный военный конфликт было исчезновение из Лувра знаменитой «Джоконды» Леонардо да Винчи. Дело было в 1911 году, кражу обнаружили случайно: картина просто исчезла со своего обычного места. Так что даже было невозможно точно сказать, когда именно она исчезла.
          Подозрения вызывали многие: от мелких воришек и бродяг, традиционно промышлявших в залах музея карманными кражами, до агентов германского правительства, которые таким образом якобы хотели спровоцировать Францию и развязать вооруженный конфликт.

         
                Гийом Аполлинер                                         Амедео Модильяни

          По подозрению в краже «Джоконды» арестовывали даже известного поэта Гийома Аполлинера и художника Амедео Модильяни (как лицо без определенного места жительства и занятий), предполагалось, что представители нарождающегося модернизма таким образом хотели выразить свое презрение к классическому искусству. К расследованию помимо французской полиции подключились многочисленные предсказатели, которые будоражили публику самыми невероятными версиями, подпитывая интерес желтой прессы.
         Но все оказалось проще, и если бы французская полиция проявила бы себя более подготовленной с технической точки зрения, то раскрыть эту кражу не составило бы труда. На раме, из которой  преступник вынул холст, остались его отпечатки пальцев, ранее уже попавшие в картотеку французской полиции.
        Это были отпечатки некоего Виченцо Перуджа, итальянского эмигранта, некоторое время работавшего в Лувре плотником.
          Впоследствии он объяснял мотивы своего поступка неким туманным патриотическим порывом: якобы он возжелал вернуть на родину величайшее творение Леонардо, которое, как он полагал, было украдено армией Наполеона. На самом деле «Джоконда» появилась в Лувре, тогда еще королевской резиденции, в начале 16 века. Она была честно куплена королем Франциском I у автора за 1200 ливров, о чем сохранились официальные документы.
          В конце концов, после почти двух лет, в течение которых  Перуджа просто хранил знаменитую картину в своей парижской каморке под матрасом, он связался с флорентийским антикваром Гери, и предложил ему «Джоконду» за полмиллиона тогдашних лир, что примерно соответствует 100 тысячам современных долларов.
      Антиквар не очень поверил предложению незнакомца, но все же попросил его привезти картину во Флоренцию. Сам он на всякий случай решил связаться с полицией, и когда преступник появился в гостинице, где назначил встречу антиквару, то немедленно был арестован. Была проведена экспертиза полотна, которое, в общем-то, почти не пострадало, и «Джоконда» с триумфом вернулась на родину.
          Впрочем, у полиции была и альтернативная версия, согласно которой заказчиком кражи был некий мошенник высочайшего уровня, аргентинец по происхождению, имевший французский паспорт, и известный в высшем свете под именем маркиза Эдуардо де Вальфьерно. Якобы он задумал грандиозное мошенничество сразу с шестью американскими миллионерами, каждому из которых после громкой кражи он продал одну из копий «Джоконды», изготовленных по его заказу неким талантливым молодым реставратором из Лувра Ивом Шадроном. Подлинник остался у Вальфьерно, а сам вор, Перуджо, попался с седьмой копией. Всю эту историю изложил сам Вальфьерно в своих мемуарах, опубликованных незадолго до его смерти. Если это действительно так, то тогда в Лувре охраняют не настоящую «Джоконду», а подделку, правда, очень качественную, которую выполнил Ив Шадрон.
          Правдива ли эта история или сама по себе является последней авантюрой, которую провернул Вальфьерно перед смертью, судить сложно. Впрочем, вполне возможно, что в Лувре об этом прекрасно осведомлены, ведь «Джоконда» расположена в экспозиции так, что ее не слишком хорошо видно, к тому же, она закрыта специальным стеклом, а останавливаться перед ней можно всего на 30 секунд. Что это, меры предосторожности против потенциальных преступников, или попытка утаить правду от сторонних специалистов, для широкой общественности вопрос остается открытым.



Продолжение следует…
Subscribe

  • СЕСТРЫ ТЕОДОРА ШАССЕРИО

    Теодор Шассерио. Сестры. 1843 Бывает так, что художнику не хватает всего каких-то полшага до настоящего успеха. Может, родился…

  • ДЖОН САРДЖЕНТ. ХАЛЕО.1882

    Джон Сингер Сарджент. Халео. 1882 Испания всегда служила источником вдохновения для многих представителей художественного мира.…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 2. Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments