nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ЖЕНЩИНЫ ЗА МОЛЬБЕРТОМ:
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИСКУССТВЕ

Часть 1.

      Так сложилось, что мир изобразительного искусства, в частности, мир живописи, очень долго был закрыт для женщин. Разумеется, иногда находились отважные амазонки, которые всеми правдами и неправдами умудрялись войти туда и даже занять свое законное место в одном ряду с мужчинами. Но это требовало от них подчас неимоверных усилий.
      В многотомном издании «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, которое считается первым в истории трудом по искусствоведению, есть только одна статья, персонально посвященная женщине – скульптору Проперции Деи Росси из Болоньи. Вазари высоко оценил художественные достоинства ее работ, в частности скульптур, декорирующих порталы болонского собора Сан Петронио. Кроме того, он упомянул и еще нескольких художниц своего времени, весьма лестно сравнивая их с учеными дамами эпохи античности. Среди этих немногих 5представительниц слабого пола в мужском ремесле в Италии 16 века – монахиня Плаутилла из монастыря св. Екатерины Сиенской во Флоренции, писавшая фрески в церквях и монастырях и профессионально копировавшая работы известных художников, графиня Лукреция Пьетри, успешная портретистка, и Софонисба Ангиссола из Кремоны, талантливая художница аристократического происхождения, которая работала в Испании при дворе Филиппа II, формально числясь придворной дамой королевы Елизаветы Валуа.
        В 17 веке отношение к женщине в искусстве не улучшилось, хотя отдельные дамы все же пробивались в профессию и становились в один ряд со своими современниками. Одной из таких счастливиц была итальянка Элизабетта Сирани (Италия, 1638 – 1665), которая училась у своего отца художника и торговцакартинами Джованни Андреа Сирани в Болонье, там же работала, и, несмотря на довольно короткую (даже по меркам 17 века), жизнь, успела прославиться как портретистка и мастер религиозных и мифологических композиций.
        Также дочерью художника  была Артемизия Джентилески (1593-1653). Она родилась в Риме, изучала живопись в мастерской своего отца Орацио Джентилескти, и оказалась более успешной в этом ремесле, чем ее братья. Ее первая работа, «Сусанна и старцы» (1610) был написана так профессионально, что долгое время считалась работой ее отца. Предполагалось, что Артемизия ему только ассистировала, хотя это была полностью ее самостоятельная работа.
        Примерно в то же время ее жизни случилась и совершенно драматическая история, когда она была изнасилована коллегой по цеху, художником Агостино Тасси, который работал с ее отцом (вот еще один повод запереть женщину дома и не выпускать в общество, а тем более на работу). Между прочим, итог этой истории и получился вполне современным. На насильника подали в суд, разбирательство длилось семь месяцев, конечно, оно было мучительным для Артемизии, но она героически довела дела до конца. Тасси признали виновным и приговорили к году тюрьмы. Срок, конечно, небольшой, но прецедент был создан.
        Отец Артемизии поспешил замять скандал, выдал дочь замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси, который увез Артемизию из Рима во Флоренцию. Интересно, что трагический эпизод ее биографии наложил отпечаток на все ее творчество. Ее лучшей работой считается «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», и к этому сюжету она возвращалась еще несколько раз. Также она любила писать Клеопатру, Лукрецию и Царицу Савскую. Видимо она пользовалась творчеством как психотерапевтическим приемом, и до конца жизни пыталась как-то пережить, переосмыслить т перебороть то, что с ней случилось в юности.
      Следующий век, 18-й, дал Европе нескольких весьма выдающихся художниц, чьи имена стоят в одном ряду с мужскими.  На них уже никто не смотрел как на диковинных животных в королевских зверинцах. 18 век вообще считается веком женщин, поскольку дамы тогда уже во всю занимали королевские и императорские престолы, участвовали в политических интригах, занимались наукой и философией, а также и искусством, причем вполне профессионально.
      Среди них была особенно знаменита Розальба Каррьера (Италия, 1675 – 1757). Она родилась в Венеции, начала свою творческую жизнь как кружевница, потом заинтересовалась миниатюрой и, наконец, приобрела европейскую известность как портретистка, работающая в технике пастели. В свое время она была избрана во французскую Королевскую Академию живописи и скульптуры, что знаменовало величайшее признание ее таланта. Каррьеру  приглашали работать ко всем самым блестящим королевским дворам, она побывала в Париже и Вене, а в родной Венеции у нее была своя мастерская, где работали ее ученицы. Они, возможно, и не достигли творческих высот самой Каррьеры, но зато вполне усвоили ее манеру письма. Среди них, например, была Марианна Карлеварис, дочь известного венецианского пейзажиста голландского происхождения.
      Во Франции середины и второй половины 18 века прославились Элизабет Виже-Лебрен (1755 – 1842) и Маргарита Жерар (1761 – 1837). Обе происходили из семей, связанных с искусством: Виже-Лебрен была дочерью известного художника Луи Виже, который и дал ей первые уроки живописи, а Жерар была свояченицей знаменитого мастера стиля рококо Жана-Оноре Фрагонара.
      Элизабет Виже-Лебрен прославилась как портретистка, она была любимицей парижского света, ей посвящали стихи и восторженные комментарии к ее новым работам, ее принимали и при дворе, и она исполнила несколько портретов членов королевской семьи. В Академию ее приняли, когда ей не было и тридцати. В конце 18 века, спасаясь от революции, она бежала из Парижа, но ее блестящая карьера продолжилась при дворах Вены, Санкт-Петербурга, в Берлине и в Риме.
       Маргарита Жерар, родившаяся в Грасе, всю свою жизнь провела в Париже. Более всего она прославилась жанровыми сценками, прославляющими радости материнства, тихой семейной жизни, что вполне отвечало настроениям французского общества, увлеченного во второй половине 18 века идеями сентиментализма, прославляющими простые радости жизни без излишеств и роскоши и тихое семейное счастье.
      Анжелика Кауфман (Швейцария, 1741 - 1807) также была дочерью художника Йозефа Иоханна Кауфмана. По современным понятиям Анжелику сочли бы вундеркиндом. К семи годам она уже свободно говорила на нескольких языках, музицировала и пела, а также прекрасно рисовала. Сама она, возможно, предпочла бы стать певицей, но отец считал сценическую карьеру греховной, поэтому начал активно учить дочь живописи. Впоследствии большую часть жизни Кауфман провела в Италии и Англии. Она была членом римской Академии св. Луки и английской Королевской Академии художеств. Кауфман более всего прославилась как портретистка и как мастер аллегорических и мифологических композиций.
      Женщины 18 века уже не просто пишут для собственного удовольствия или, свершая некий духовный подвиг во славу Божию, они являются профессионалками, имеют мастерские, заказы и получают за свою работу реальные и подчас довольно неплохие деньги. Единственное, что пока им еще невозможно, это войти в профессию открыто и напрямую, ведь все эти блестящие художницы 18 века происходят из семей, так или иначе связанных с искусством. И пока еще нельзя себе представить, чтобы девушки учились в академиях или работали в мастерских не своих отцов или родственников наравне с молодыми людьми.

Продолжение следует…
Tags: биографии, истории, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment