
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИСКУССТВЕ
Часть 1.
Так сложилось, что мир изобразительного искусства, в частности, мир живописи, очень долго был закрыт для женщин. Разумеется, иногда находились отважные амазонки, которые всеми правдами и неправдами умудрялись войти туда и даже занять свое законное место в одном ряду с мужчинами. Но это требовало от них подчас неимоверных усилий.
В многотомном издании «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и






Примерно в то же время ее жизни случилась и совершенно драматическая история, когда она была изнасилована коллегой по цеху, художником Агостино Тасси, который работал с ее отцом (вот еще один повод запереть женщину дома и не выпускать в общество, а тем более на работу). Между прочим, итог этой истории и получился вполне современным. На насильника подали в суд, разбирательство длилось семь месяцев, конечно, оно было мучительным для Артемизии, но она героически довела дела до конца. Тасси признали виновным и приговорили к году тюрьмы. Срок,

Отец Артемизии поспешил замять скандал, выдал дочь замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси, который увез Артемизию из Рима во Флоренцию. Интересно, что трагический эпизод ее биографии наложил отпечаток на все ее творчество. Ее лучшей работой считается «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», и к этому сюжету она возвращалась еще несколько раз. Также она любила писать Клеопатру, Лукрецию и Царицу Савскую. Видимо она пользовалась творчеством как психотерапевтическим приемом, и до конца жизни пыталась как-то пережить, переосмыслить т перебороть то, что с ней случилось в юности.
Следующий век, 18-й, дал Европе нескольких весьма выдающихся художниц, чьи имена стоят в одном ряду с мужскими. На них уже никто не смотрел как на диковинных животных в королевских зверинцах. 18 век вообще считается веком женщин, поскольку дамы тогда уже во всю занимали королевские и императорские престолы, участвовали в политических интригах, занимались наукой и

Среди них была особенно знаменита Розальба Каррьера (Италия, 1675 – 1757). Она родилась в Венеции, начала свою творческую жизнь как кружевница, потом заинтересовалась миниатюрой и, наконец, приобрела европейскую известность как


Во Франции середины и второй половины 18 века прославились Элизабет Виже-Лебрен (1755 – 1842) и Маргарита Жерар (1761 – 1837). Обе происходили из семей, связанных с искусством: Виже-Лебрен была дочерью известного художника Луи Виже, который и дал ей первые уроки живописи, а Жерар была свояченицей знаменитого мастера стиля рококо Жана-Оноре Фрагонара.

Элизабет Виже-Лебрен прославилась как портретистка, она была любимицей парижского света, ей посвящали стихи и восторженные комментарии к ее новым работам, ее принимали и при дворе, и она исполнила несколько портретов членов королевской семьи. В Академию ее приняли, когда ей не было и тридцати. В конце 18 века, спасаясь от революции, она бежала из Парижа, но ее блестящая карьера продолжилась при дворах Вены, Санкт-Петербурга, в Берлине и в Риме.

Анжелика Кауфман (Швейцария, 1741 - 1807) также была дочерью



Женщины 18 века уже не просто пишут для собственного удовольствия или, свершая некий духовный подвиг во славу Божию, они являются профессионалками, имеют мастерские, заказы и получают за свою работу реальные и подчас довольно неплохие деньги. Единственное, что пока им еще невозможно, это войти в профессию открыто и напрямую, ведь все эти блестящие художницы 18 века происходят из семей, так или иначе связанных с искусством. И пока еще нельзя себе представить, чтобы девушки учились в академиях или работали в мастерских не своих отцов или родственников наравне с молодыми людьми.
Продолжение следует…