
РОССИЯ ОТ НИКОЛАЯ I ДО НИКОЛАЯ II…
Следующее поколение художниц можно было бы назвать младшими сестрами передвижников. Во всяком случае, одна настоящая младшая сестра среди них была – Елена Дмитриевна Поленова, сестра Василия Дмитриевича. Они уже имели возможность учиться не только у домашних учителей или пансионных наставников, двери профессиональных учебных заведений чуть-чуть приоткрылись и для них. По крайней мере, даже в Академию дамы могли ходить заниматься на правах вольнослушателей. К тому же для них уже стали доступны частные студии за границей, где художники уже не боялись брать себе в ученики дам, а некоторые открыли двери своих мастерских только для женщин.
Но все-таки, это еще были исключения из правил. И Софья Кувшинникова (1847 – 1907), и Елена Поленова (1850 – 1898), и, Антонина Ржевская (1861 – 1934) несмотря на весь их талант и профессионализм, так и не смогли подняться в художественном кругу до уровня своих знаменитых

Софья Кувшинникова, возможно, была самой богемной особой из этого поколения художниц. Она была замужем за врачом Дмитрием Кувшинниковым, их небольшая квартира была настоящим салоном, где они принимали весь цвет московской литературной и художественной элиты. Помимо живописи Софья занималась еще и музыкой, она была превосходной пианисткой, а кроме того имела совсем не женское увлечение – охоту. Знакомые восхищались ее умением превратить любую заброшенную халупу в изысканный салон с помощью нескольких нехитрых дизайнерских приемов. Все отмечали ее безупречный вкус, мягкие, немного старомодные манеры,

Более всего она прославилась в своем кругу романом с Исааком Левитаном, а еще тем, что именно она стала прототипом героини из знаменитого рассказа Антона Чехова «Попрыгунья».
За всеми этими околохудожественными сплетнями как-то забылось, что Софья Кувшинникова была очень неплохой пейзажисткой, вполне достойно работавшей в характерном для нашего искусства жанре лирического пейзажа. Ей



Личная жизнь у Поленовой не сложилась, поэтому она посвящала все свое время искусству. Несмотря на формальное отсутствие профессионального образования, она уже считалась профессиональной художницей и керамисткой, преподавала, участвовала в Мамонтовском кружке в Абрамцево на равных с прочими художниками, среди которых были и Поленов, и Коровин, и Врубель.

Ее работы исключительно декоративны, в них безошибочно определяется влияние народного искусства, которое было переосмыслено и профессионально трансформировано в формы, подходящие для восприятия

Елена Поленова никогда не оставалась в тени своего брата и, возможно, после Мари-Анны Колло была следующей женщиной, официально признанной в России профессиональным художником. Она поняла это после того, как Общество поощрения художников вполне официально отправило ее на стажировку в Париж для работы в керамических мастерских и оплатило поездку.

Ржевская сразу вошла в круг признанных профессиональных художников, ее

Картины Ржевской, относящиеся к бытовому жанру, всегда положительно оценивались и зрителями и критикой. Были у нее и несомненные удачи, ее полотно «Веселая минутка» купил Третьяков для своей галереи, а знаменитую «Музыку» - известный меценат и коллекционер И.П.Свешников.

Ржевская довольно удачно вышла замуж за педагога из московской частной женской гимназии, у нее родились две дочери. На склоне лет она переехала в Тарусу, где жил ее зять, художник-анималист и скульптор В.А.Ватагин. Занятно, что Ватагин сначала женился на первой дочери Антонины Ржевской, а после смерти супруги взял в жены вторую.
После революции Ржевская осталась жить в Тарусе, продолжала работать, даже преподавала там в студии, организованной при детском туберкулезном санатории.