nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

КОНСТАНТИН ЮОН. ЛАВРА

        В 1903 году Константин Юон открыл для себя Троице-Сергиеву лавру. Как-то так получилось, что прежде он никогда там не бывал, ни в поисках вдохновения, ни в стремлении открыть и обрести некие духовные истины. Вряд ли это связано со швейцарскими корнями его семьи, Юоны давным-давно обрусели, и считали себя коренными москвичами. Подмосковные пейзажи также всегда вдохновляли художника, хотя он очень много путешествовал, проехал по всей Европе, а в 1901-02 годах совершил большое путешествие в Нижний Новгород.
        Особой его страстью было подмосковное село Лигачево, где он обрел семейное счастье, встретив красавицу-крестьянку Клавдию Никитину, которая стала его верной спутницей. Между прочим, родители Юона, принадлежавшие к кругу московской интеллигенции были категорически против этого брака, они даже выгнали Константина из дома, но, в конце концов, красота, а, главное, доброта Клавдии сделали свое дело, и она стала самой любимой невесткой в семье Юонов. В Лигачево Юон также много работал, он даже купил там дом для мастерской рядом с родным домом Клавдии. Картины, написанные там, также составляют отдельный цикл пейзажей.
        Но все же троице-сергиевские работы стоят в творчестве художника несколько особняком. Во-первых, нельзя однозначно определить их жанр. Это не пейзажи в чистом виде, поскольку люди и архитектура играют в них равно значительную роль, но это и не жанровые композиции. Интересно еще и то, что чаще всего Юон писал Лавру зимой или весной. То есть, это было время Великого Поста, время, когда жизнь вокруг Лавры становилась особенно тихой и спокойной  внешне, но насыщенной внутренне.
        Искусствоведы всегда сравнивали изображение Лавры у Юона и у Нестерова, и писали, что в отличие от последнего, Юон предпочитал изображать внешнюю, парадную, праздничную сторону жизни Лавр, но в то же время находил особую поэтику и красоту и в обыденной жизни духовного центра России. Можно сказать, что Юон воспринимает Лавру как некий цельный организм, в который включен и духовный центр, и окружающий его посад, и люди, самые простые обыватели, которые его населяют, и на которых близость к Лавре накладывает свой особенный отпечаток. А Нестерова более захватывал образ святого Сергия, время и этапы сотворения духовного центра в сердце России.
        Юон умел совершенно блестяще писать промежуточные состояния природы, переход от зимы к весне, то время, когда начинает таять снег, небо наконец-то очищается от снежных облаков, а солнце начинает припекать на радость людям, утомленным зимними холодами. И таких пейзажей в лаврском цикле очень много. Без сомнения, главный герой большинства картин цикла – сама Лавра, ее мощные внешние стены, разноцветные храмы и колокольни, и конечно люди, те кто живет в Сергиевом Посаде, и те, кто приходит туда паломниками.
        Настроение этих картин, тихое, спокойное и одновременно радостное (позитивное, как сказали бы мы сейчас), очень хорошо соответствует именно времени Великого Поста, времени ожидания великого христианского чуда.
     
Tags: картины, сюжет, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Жак Оффенбах. Фотография Надара, 1870-е гг. Однажды композитор Жак Оффенбах, пребывая в исключительно дурном настроении, начал…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1842 Известный критик Виссарион Белинский со свойственной ему прямотой и искренностью, часто…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Виктор Васнецов. Каменный век. Пиршество. Эскиз росписи зала Исторического музея в Москве В ранней юности Кузьма Петров-Водкин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments