В 1903 году Константин Юон открыл для себя Троице-Сергиеву лавру. Как-то так получилось, что прежде он никогда там не бывал, ни в поисках вдохновения, ни в стремлении открыть и обрести некие духовные истины. Вряд ли это связано со швейцарскими корнями его семьи, Юоны давным-давно обрусели, и считали себя коренными москвичами. Подмосковные пейзажи также всегда вдохновляли художника, хотя он очень много путешествовал, проехал по всей Европе, а в 1901-02 годах совершил большое путешествие в Нижний Новгород.
Особой его страстью было подмосковное село Лигачево, где он обрел семейное счастье, встретив красавицу-крестьянку Клавдию Никитину, которая стала его верной спутницей. Между прочим, родители Юона, принадлежавшие к кругу московской интеллигенции были категорически против этого брака, они даже выгнали Константина из дома, но, в конце концов, красота, а, главное, доброта Клавдии сделали свое дело, и она стала самой любимой невесткой в семье Юонов. В Лигачево Юон также много работал, он даже купил там дом для мастерской рядом с родным домом Клавдии. Картины, написанные там, также составляют отдельный цикл пейзажей.
Но все же троице-сергиевские работы стоят в творчестве художника несколько особняком. Во-первых, нельзя однозначно определить их жанр. Это не пейзажи в чистом виде, поскольку люди и архитектура играют в них равно значительную роль, но это и не жанровые композиции. Интересно еще и то, что чаще всего Юон писал Лавру зимой или весной. То есть, это было время Великого Поста, время, когда жизнь вокруг Лавры становилась особенно тихой и спокойной внешне, но насыщенной внутренне.
Искусствоведы всегда сравнивали изображение Лавры у Юона и у Нестерова, и писали, что в отличие от последнего, Юон предпочитал изображать внешнюю, парадную, праздничную сторону жизни Лавр, но в то же время находил особую поэтику и красоту и в обыденной жизни духовного центра России. Можно сказать, что Юон воспринимает Лавру как некий цельный организм, в который включен и духовный центр, и окружающий его посад, и люди, самые простые обыватели, которые его населяют, и на которых близость к Лавре накладывает свой особенный отпечаток. А Нестерова более захватывал образ святого Сергия, время и этапы сотворения духовного центра в сердце России.
Юон умел совершенно блестяще писать промежуточные состояния природы, переход от зимы к весне, то время, когда начинает таять снег, небо наконец-то очищается от снежных облаков, а солнце начинает припекать на радость людям, утомленным зимними холодами. И таких пейзажей в лаврском цикле очень много. Без сомнения, главный герой большинства картин цикла – сама Лавра, ее мощные внешние стены, разноцветные храмы и колокольни, и конечно люди, те кто живет в Сергиевом Посаде, и те, кто приходит туда паломниками.
Настроение этих картин, тихое, спокойное и одновременно радостное (позитивное, как сказали бы мы сейчас), очень хорошо соответствует именно времени Великого Поста, времени ожидания великого христианского чуда.