ИМПРЕССИОНИСТЫ и ПРОЧИЕ…
Часть 2.
Самые громкие кражи из западных музеев довольно часто совершают люди посторонние. Банды грабителей тем или иным способом проникают в плохо или, реже, хорошо охраняемые музейные здания и выносят все, что им понравилось. Иногда они работают по заказу, иногда целью является не продажа похищенного, а получение выкупа от музея или состоятельного владельца коллекции.
Так случилось, например, при ограблении в июле 1961 года музея, расположенного в часовне Благовещения в Сен-Тропе (Музей Аннонсиад). Музей фактически образовался, когда в дар часовне, расположенной на берегу моря, была передана коллекция Жоржа Граммона, скончавшегося в 1956 году. В собрании было 101 полотно импрессионистов, постимпрессионистов, фовистов и участников группы «Наби», а такжеи 5 скульптур Майоля и Деспио. Первоначально музеем руководил известный художник Андре Дюнуайе де Сегонзак.
Музей практически не охранялся, поэтому преступникам не составило труда выломать входную дверь, к тому же у них был ключ от церковной решетки. Со знанием дела они вынесли из музея 57 полотен, среди которых были произведения Анри Матисса, Пьера Боннара, Кеса Ван Донгена, Поля Синьяка и даже самого директора музея Дюнуайе де Сегонзака. Общая сумма похищенного оценивалась в 1 млн. долларов (в ценах начала 1960-х годов).
У полицейских все же были некоторые зацепки. Например, свидетели видели и смогли описать белый грузовичок, на котором перевозили похищенное. Однако по горячим следам никого задержать не удалось, расследование тянулось долго и, в сущности, не давало никаких результатов.
Анри Матисс. Цыганка. 1906
Между тем преступники связались с руководством музея и стали требовать выкуп за похищенное – стандартную для таких случаев сумму в 10% от общей стоимости украденных картин, то есть 100 тысяч долларов. Известно, что руководство музея и сам Сегонзак пытались торговаться с похитителями, но чем все закончилось, достоверно неизвестно. Однако все похищенные картины были, в конце концов, обнаружены в заброшенном сарае в местечке Вилье-Сент-Жорж недалеко от Парижа. В музее всегда отрицали, что за картины был заплачен выкуп, но возможно, сделка все-таки состоялась.
В августе 1981 года из небольшой картинной галереи Далвича (пригород Лондона), был похищен «Портрет Иакова де Гейна», принадлежащий кисти Рембрандта. Охрана в музее отсутствовала, поэтому воры (их было двое) просто зашли в него сразу после открытия, и пока один отвлекал единственную служительницу разговором, другой проник в зал, снял портрет со стены, засунул под одежду и вынес.
Кража была обнаружена не сразу, и когда к делу подключилась полиция, выяснилось, что с директора музея вымогают деньги за возврат полотна, а в противном случае грозят продать портрет не слишком щепетильному коллекционеру из Америки.
Сначала директор отказался от сделки, заявив, что искомой суммы (пресловутые 10% от предполагаемой продажной цены в миллион долларов) у музея нет, и никогда не будет, но затем в дело включились полицейские, которые и организовали операцию якобы по обмену картины на деньги. Преступников благополучно арестовали, а портрет вернулся на место. Между прочим, эту работу Рембрандта воровали уже 4 раза, и ее страховочная стоимость выросла почти до 4 с половиной миллионов долларов.
Из музеев часто воруют картины под заказ. Для злоумышленников это наиболее удачный вариант, поскольку им не нужно после кражи лихорадочно разыскивать каналы сбыта или связываться с руководством музея для вымогательства, рискуя нарваться на хорошо организованную полицейскую операцию.
Одно из самых громких музейных ограблений во Франции как раз и относится к таким заказным преступлениям. В октябре 1985 года был ограблен музей Мармоттан-Моне в Париже, небольшой, уютный, обладающий очень хорошей коллекцией импрессионистов и лучшей в мире коллекцией работ Клода Моне, но, увы, плохо охраняемый. Так что преступники зашли в здание с первыми посетителями, нейтрализовали немногочисленную и неподготовленную охрану, сняли со стен 9 полотен и исчезли в неизвестном направлении. Все это заняло всего несколько минут. Были похищены полотна Ренуара, Берты Моризо и 5 работ Моне. Самой значительной и ценной среди всего этого была картина Моне
«Впечатление. Восход солнца» (1872), которая, в свое время, дала название всему художественному направлению импрессионистов.
Полицейские очень плотно и профессионально поработали с агентурой, и стало ясно, что полотна были взяты под заказ, который, видимо, пришел из Японии. В конце концов, картины были найдены на заброшенной вилле на юге Корсики. Некий безработный бармен Донатьен Комити сообщил, где они находятся, и назвал нескольких человек, причастных к краже. Очевидно, что когда полиция начала приближаться к заказчикам и посредникам, они поспешили обрубить концы и сдать мелких исполнителей, а также вернуть полотна, которые приобрели слишком скандальную известность.Видимо, также под заказ был ограблен в ноябре 1983 года Национальный музей изобразительных искусств в Будапеште. Из собрания пропали 7 картин, это были работы Джорджоне, Тинторетто, Тьеполо и один из шедевров Рафаэля, так называемая «Мадонна Эстерхази». Милиция сразу же принялась разрабатывать всевозможные версии преступления, в поле зрения сыщиков попадали самые разные люди, которые тем или иным образом были связаны с музейными кражами или с нелегальной торговлей антиквариатом, но все версии оказались ошибочными.
Спустя некоторое время, внимание следователей привлекли пятеро итальянцев, которые собрались покинуть Венгрию спустя короткое время после кражи. Выяснилось, что двое из них въехали в страну по чужим документам и являются известными мафиози, давно разыскиваемыми властями Италии. Потом сыщики обратили внимание на некую Каталину Йонаш, которую разыскивал ее отец. Оказалось, что девушка изучает итальянский язык, и даже имеет близкого друга-итальянца. Когда выяснилось, что этот близкий друг, и один из разыскиваемых мафиози – одно лицо, стала вырисовываться некая схема. Когда Каталина вернулась в Венгрию, ее арестовали, и после допросов многое выяснилось.
Кражу организовали итальянцы, но участвовали в ней и несколько венгерских знакомых Каталины Йонаш. В музей банда проникла по лесам, окружавшим часть здания, которая была на ремонте. Затем стекло одного из окон элементарно вырезали, и никто ничего не заметил, тем более что сигнализации в музее не было. Из музея вынесли 7 картин, некоторое время их прятали у венгерских сообщников, а затем вывезли через венгерско-югославскую границу.
Позднее картины доставили в Грецию. Один из задержанных утверждал, что передал полотна некоему греческому миллионеру, владельцу завода по переработке оливок. Якобы он был заказчиком кражи и посредником между грабителями и потенциальными покупателями.
Разразился грандиозный скандал, имя предполагаемого организатора кражи стало известно прессе, и тогда в полицию сообщили, что картины можно найти в музее одного из монастырей в Патре. Картины действительно нашли и вернули в музей, непосредственные участники кражи были арестованы, а вот пресловутый заказчик от ответственности ушел, никто так и не смог доказать его причастность к преступлению.
Все дела, которые были описаны выше, в сущности, имели благополучный конец: даже если преступники и не были наказаны, то, по крайней мере, картины вернулись в родные музейные стены и продолжают радовать посетителей и удивлять специалистов. Но множество подобных преступлений так и остались нераскрытыми, а похищенные шедевры так и не вернулись домой. Недаром списки разыскиваемых произведений искусства, регулярно публикуемые Интерполом, с каждым годом становятся все длиннее и длиннее.
Продолжение следует…