Часть 1.
Представление о любой эпохе в сознании потомков складывается помимо всего прочего и из самых узнаваемых художественных образов соответствующего периода. Для русского 18 века в эту структуру помимо парадных портретов Екатерины Великой кисти Дмитрия Левицкого, входят и камерные шедевры Федора Рокотова, поэтичные, загадочные, волшебные. Одно из самых легко вспоминаемых его произведений – это портрет Александры Петровны Струйской.
Кстати, может показаться необычным, что этот портрет долгое время был совершенно неизвестен широкой публике. До начала ХХ века у нас вообще искусство века 18 не слишком ценилось, многие шедевры былизапрятаны по чуланам в старых дворянских усадьбах и по закуткам частных коллекций. Только в 1905 году по инициативе Сергея Дягилева в Таврическом дворце Санкт-Петербурга прошла «Историко-художественная выставка русских портретов», которая фактически заново открыла широкой публике мир искусства русского 18 века. Позднее был издан ее пятитомный каталог, который и ввел окончательно произведения портретистов 18 века в научный оборот.
В начале века ХХ в среде мирискусников сложилась традиция романтизировать блестящий век Екатерины, и даже современные исторические труды, которые показывают героев той эпохи не столь благостными и благородными, не поколебали этот стереотип.
Свою роль в поэтизации конкретного художественного образа – портретного изображения Александры Струйской внес и поэт Николай Заболотский. Его стихотворение «Портрет» окончательно закрепило романтический образ таинственной красавицы из далекого прошлого, жившей какой-то неземной жизнью, полной грез и любовного томления:
…Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…
Но вот что странно, потомки Струйских, которым принадлежало имение Рузаевка, не слишком-то ценили портреты своих предков работы Федора Рокотова, картины всегда висели у них где-то в дальних комнатах. И нельзя сказать, что это были люди полуграмотные и невежественные. Последняя из наследников Струйских, Е.М.Сушкова в 1901 году продала парные портреты Струйской и ее мужа Историческому музею в Москве, вроде бы по причине финансовых трудностей. И здесь возникает вопрос: «А что, если дело не в мастерстве художника, а в личности портретируемых? Кто они были такие Николай Струйский и его жена Александра? И почему наследница Сушкова была так рада избавиться от этих картин?»
Известно, что Федор Рокотов был дружен с Еремеем Струйским, который в 1757 году выкупил поместье Рузаевка у его первого владельца гвардейского поручика Тихона Лукина. Струйские были весьма богаты, так что владельцам усадьбы не составило особого труда пригласить самого Бартоломео Растрелли для того, чтобы спроектировать усадебный дом и церковь. И это при том, что для 18 века Пензенская губерния, к которой тогда относилась Рузаевка была совершеннейшей глухоманью. Впрочем, строил и отделывал усадебный дом и церковь крепостной архитектор и художник А.Зяблов, который был учеников Федора Рокотова.
Продолжение следует…