
Никита Сергеевич Хрущев никогда особо не интересовался искусством. Поэтому его визит на Выставку произведений московских художников, посвященную 30-летию Московского отделения Союза художников, которая проходила в конце 1962 года в Центральном выставочном зале (нам более привычно название «Манеж»), мог показаться несколько неожиданным. Впрочем, в том году Никита Сергеевич еще пытался заигрывать с творческой интеллигенцией, отсюда, вероятно, и возникла идея (не самая умная,

Есть и другая версия, согласно которой, партийное руководство, озабоченное растущими вольнолюбивыми настроениями среди художников, решило, что нужно раз и навсегда поставить их на место, напомнив о сталинских временах. Поэтому, зная, что Хрущев не стесняется в выражениях, если что-то ему не нравится, его фактически обманом привезли на выставку в Манеж, заранее предугадав его

Хрущев побывал на выставке 1 декабря, а уже на следующий день в «Правде» появилась разгромная статья под названием «Высокое призвание советского искусства – служить народу, делу коммунизма». Причем, у многих читателей сложилось впечатление, что статья была приготовлена заранее. Партийным деятелям не понравился и «суровый


Студия Элия Белютина вовсе не была какой-то подпольной организацией. Она была создана в 1954 году при горкоме художников книги и графиков и официально называлась «Экспериментальная студия живописи и графики», позднее на ее основе была создана студия «Новая реальность». Э.М.Белютин (1925 – 2012), руководитель студии, в 1946 году

В 1950 году Белютин начинает преподавать в Московском товариществе художников, затем он ведет занятия в Студии инвалидов Великой Отечественной войны, а еще позднее – в Институте повышения квалификации художников-графиков, в текстильном и полиграфическом институтах. Из-за постоянных обвинений в пресловутом формализме места работы ему приходилось менять довольно часто.


Разумеется, в стране, где фактически под запретом были даже импрессионисты, а произведения современного западного искусства даже специалисты могли видеть только в репродукциях, зачастую черно-белых, к тому же провезенных в страну контрабандой, трудно представить, что художники, которые пытались хоть немного отойти от кондового соцреализма, могли быть признаны или хотя бы поняты официальными властями.

Власти постарались полностью перекрыть кислород неблагонадежным
