ПРОПАВШИЕ НАВСЕГДА…
Часть 3.
Пожалуй, самыми трагическими из всех подобных происшествий в мире искусства можно считать преступления нераскрытые. Самое громкое из них – это ограбление музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне (США). Не менее драматичными (хотя и со счастливым финалом), были кражи знаменитого «Крика» Мунка сначала из Национального музея в Осло, а затем из музея Мунка в Осло.



Музей обладал довольно внушительной службой охраны, но против коварно задуманного преступного плана даже подготовленные охранники оказались бессильны.
Первая попытка проникнуть в здание была предпринята за несколько дней до преступления. Возможно, это был пробный шар или разведывательная операция, но все было организовано достаточно профессионально. Около входа в музей поздно ночью было инсценировано нападение на некоего молодого человека. Произошла драка, потом нападавшие разбежались, а жертва начала стучать в двери музея, умоляя впустить. В ту ночь в здании музея дежурил охранник, который не имел привычки нарушать инструкции, поэтому якобы раненого парня в здание он не впустил, вместо этого вызвал полицию и службу спасения. Тогда молодой человек, как ни в чем не бывало, ретировался, завернул за угол, переговорил со своими былыми недругами, после чего вся компания загрузилась в машину и уехала.

Было похищено 13 полотен, среди которых 3 картины Рембрандта (в том числе и единственный в его творчестве морской пейзаж «Буря на море Галилейском», оцененный в 15 млн. долларов в ценах начала 1990-х гг.), «Концерт» Вермеера (70 млн. долларов), «Похищение Европы» Тициана, «У Тортони» Э.Мане и 5 полотен Дега. Все в целом было оценено примерно в 300 млн. долларов.


Рембрандт. Христос во время шторма Тициан. Похищение Европы
на море Галилейском. 1633


Эдгар Дега. У Тортони Ян Вермеер. Концерт
Трагизм этого происшествия заключается в том, что до сих пор, несмотря на все усилия полиции и частных сыщиков, несмотря на награду в 1 млн. долларов, предложенную музеем за информацию о картинах или о похитителях, никаких следов коллекции или грабителей так и не было обнаружено. Единственной зацепкой были сведения, полученные от кого-то из

Периодически американские спецслужбы рапортуют о том, что они раскрыли эту «кражу века» либо напали на верный след похитителей. Может и так, но еще ни одно полотно на свое место в бостонском музее так и не вернулось. По крайней мере, обнадеживает то, что поиски не прекращаются.

«Крик» из Национального музея украли в 1994 году. Тогда кража



Директора художественных музеев со всей Норвегии, а также руководители соответствующих ведомств клялись и божились, что больше такого не повторится, что теперь будут приняты все меры для охраны национального достояния. Если иметь в виду последующие события, ясно, что одних клятв чиновников оказалось недостаточно.



Эдвард Мунк. Крик. 1910 Эдвард Мунк. Мадонна. 1894-95
Норвежская полиция восприняла эту кражу как настоящий вызов, следствие шло почти полтора года, и, в конце концов, благодаря опыту и профессиональной работе с агентурой, им все же удалось выявить нескольких человек, причастных к краже. Еще до того, как картины были найдены и возвращены в музей, арестованные соучастники были осуждены. Чудесное возвращение состоялось в 2006 году.

К несчастью, картины хранились в очень плохих условиях, и перед тем, как вернуть полотна в экспозицию, их почти два года реставрировали. Несколько повреждений на поверхности «Крика» ликвидировать так и не удалось.
Громкие, хотя, возможно, не такие масштабные ограбления случались в музеях по всему миру. Например, в 1991 и в 2002 году был ограблен музей Ван Гога в Амстердаме (в первый раз

Одна из самых последних историй с продолжением – кража картин из голландского музея

Охранников в музее не было, но система сигнализации вроде бы была достаточно серьезной. Вечером картины еще оставались на местах, а утром сотрудники обнаружили пустые стены. Расследование, как это часто бывает, не принесло никаких результатов

На Западе, вероятно, главное, что делает возможным подобные происшествия – это недостатки в системах охраны музеев. Ясно, что государственные учреждения культуры всегда и везде недостаточно финансируются, так что на надежную защиту от грабителей средств не хватает, а владельцы частных галерей иногда полагаются на авось и тоже экономят. Впрочем, если преступникам позарез будет нужна какая-то картина, то и надежная охрана может оказаться бесполезной, тем более, что всегда есть место и для человеческого фактора.
Продолжение следует…