nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

МУЗЕЙНЫЕ КРАЖИ:
ПРОПАВШИЕ НАВСЕГДА…

Часть 3.

          Пожалуй, самыми трагическими из всех подобных происшествий в мире искусства можно считать преступления нераскрытые. Самое громкое из них – это ограбление музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне (США). Не менее драматичными (хотя и со счастливым финалом), были  кражи знаменитого «Крика» Мунка сначала из Национального музея в Осло, а затем из музея Мунка в Осло.

        Ограбление музея Изабеллы Стюарт Гарднер произошло 18 мая 1990 года. Этот музей располагался в специально построенном известной меценаткой здании, точно копировавшем один из венецианских палаццо. Музей был задуман не только как выставочный комплекс для широкой публики, но и как личные апартаменты самой эксцентричной миллионерши. После ее смерти во дворце все осталось, как и при ее жизни, вплоть до столов в выставочных залах, накрытых для чаепития всех желающих.
        В художественной коллекции, которую начал собирать еще в середине 19 века отец Изабеллы, преуспевающий нью-йоркский торговец текстилем, преобладали шедевры старых мастеров, итальянских и голландских, но были представлены и импрессионисты (особенно Дега и Мане), а также экспозицию украшала внушительная коллекция древних китайских ваз.
          Музей обладал довольно внушительной службой охраны, но против коварно задуманного преступного плана даже подготовленные охранники оказались бессильны.
Первая попытка проникнуть в здание была предпринята за несколько дней до преступления. Возможно, это был пробный шар или разведывательная операция, но все было организовано достаточно профессионально. Около входа в музей поздно ночью было инсценировано нападение на некоего молодого человека. Произошла драка, потом нападавшие разбежались, а жертва начала стучать в двери музея, умоляя впустить. В ту ночь в здании музея дежурил охранник, который не имел привычки нарушать инструкции, поэтому якобы раненого парня в здание он не впустил, вместо этого вызвал полицию и службу спасения. Тогда молодой человек, как ни в чем не бывало, ретировался, завернул за угол, переговорил со своими былыми недругами, после чего вся компания загрузилась в машину и уехала.
         Вероятно, после этой неудачи планы несколько подкорректировали. Вместо беспомощной жертвы уличного нападения в ночь ограбления во входные двери постучались полицейские. И тогда, в нарушение всех инструкций, охрана впустила наряд в здание. Полицейские оказались ряжеными, они моментально нейтрализовали охрану (хорошо, что хоть никого не убили), после чего группа разделилась, одни сторожили пленников, другие отключили сигнализацию и камеры видеонаблюдения (в этом музее они были уже в то время), а третьи снимали со стен картины, очевидно выбранные заранее. Криминальное мероприятие заняло два часа.
          Было похищено 13 полотен, среди которых 3 картины Рембрандта (в том числе и единственный в его творчестве морской пейзаж «Буря на море Галилейском», оцененный в 15 млн. долларов в ценах начала 1990-х гг.), «Концерт» Вермеера (70 млн. долларов), «Похищение Европы» Тициана, «У Тортони» Э.Мане и 5 полотен Дега. Все в целом было оценено примерно в 300 млн. долларов.    

             
Рембрандт. Христос во время шторма                     Тициан. Похищение Европы
на море Галилейском. 1633


   
Эдгар Дега. У Тортони                                                      Ян Вермеер. Концерт        

         Трагизм этого происшествия заключается в том, что до сих пор, несмотря на все усилия полиции и частных сыщиков, несмотря на награду в 1 млн. долларов, предложенную музеем за информацию о картинах или о похитителях, никаких следов коллекции или грабителей так и не было обнаружено. Единственной зацепкой были сведения, полученные от кого-то из полицейских информаторов о том, что якобы эту кражу организовал «великий криминальный ум» некто Майлз Коннор, который руководил действиями грабителей, находясь в тот момент времени за решеткой. Возможно, это действительно так, но практической пользы от этой информации все равно не было, поскольку найти шедевры так и не удалось. Может, они украшают подпольную галерею какого-нибудь колумбийского наркобарона, а может, увы, так и погибли в каком-нибудь забытом тайнике.
          Периодически американские спецслужбы рапортуют о том, что они раскрыли эту «кражу века» либо напали на верный след похитителей. Может и так, но еще ни одно полотно на свое место в бостонском музее так и не вернулось. По крайней мере, обнадеживает то, что поиски не прекращаются.

         Несколько менее трагическая судьба, постигла и одно из культовых художественных произведений европейского модернизма, знаменитый «Крик» Эдварда Мунка. Мунк создал несколько вариантов этого полотна (существуют два варианта, 1893 и 1910 годов, написанные маслом и два,1893 и 1895 годов, – пастелью), один из вариантов, выполненных маслом, хранится в Национальной галерее, а другой – в музее его имени в столице Норвегии Осло.
          «Крик» из Национального музея украли в 1994 году. Тогда кража довольно изобретательно была приурочена к закрытию Олимпийских игр в Лиллихаммере, отчего никаких свидетелей происшествия не было: вся Норвегия у телевизоров следила за торжественной церемонией. Музей практически не охранялся, поэтому преступники элементарно проникли в здание и вынесли шедевр. В тот раз и сигнализация сработала, но на нее никто не обратил внимания. Бандиты даже оставили издевательскую записку: «Спасибо за плохую охрану». Через год при участии Интерпола картину все же удалось вернуть.


       

          Директора художественных музеев со всей Норвегии, а также руководители соответствующих ведомств клялись и божились, что больше такого не повторится, что теперь будут приняты все меры для охраны национального достояния. Если иметь в виду последующие события, ясно, что одних клятв чиновников оказалось недостаточно.
         Следующее преступление было совершено 22 августа 2004 года в Музее Мунка. В этот раз бандиты действовали еще более нагло и прямолинейно: утром после открытия музея они с оружием ворвались в знание, где уже было полно народу, и просто забрали все, что им понравилось (кроме «Крика» пропала еще «Мадонна»). Ограбление произошло за несколько секунд, а полиция приехала только через 15 минут и, конечно, опоздала. На момент похищения две пропавшие картины оценивались в 60 млн. долларов.

                               
                Эдвард Мунк. Крик. 1910                                     Эдвард Мунк. Мадонна. 1894-95

          Норвежская полиция восприняла эту кражу как настоящий вызов, следствие шло почти полтора года, и, в конце концов, благодаря опыту и профессиональной работе с агентурой, им все же удалось выявить нескольких человек, причастных к краже. Еще до того, как картины были найдены и возвращены в музей, арестованные соучастники были осуждены. Чудесное возвращение состоялось в 2006 году.
          К несчастью, картины хранились в очень плохих условиях, и перед тем, как вернуть полотна в экспозицию, их почти два года реставрировали. Несколько повреждений на поверхности «Крика» ликвидировать так и не удалось.

          Громкие, хотя, возможно, не такие масштабные ограбления случались в музеях по всему миру. Например, в 1991 и в 2002 году был ограблен музей Ван Гога в Амстердаме (в первый раз похищено 20 картин, каждая стоимостью примерно 10 млн. долларов, но все найдено через час в брошенной машине; во второй раз вынесли 2 картины общей стоимостью 30 млн. долларов, они так и не найдены). В 2000 году вооруженные преступники похитили два полотна Ренуара и автопортрет Рембрандта из Шведского национального музея в Стокгольме (общая стоимость – 36 млн. долларов, одна из работ Ренуара найдена почти сразу во время рейда по наркопритонам, две других всплыли только через пять лет).

          Одна из самых последних историй с продолжением – кража картин из голландского музея ван Хорна украинскими националистами в 2005 году. Было похищено 24 картины голландских художников, самым известным из которых является Ян ван Гойен, и 70 предметов из серебра.
          Охранников в музее не было, но система сигнализации вроде бы была достаточно серьезной. Вечером картины еще оставались на местах, а утром сотрудники обнаружили пустые стены. Расследование, как это часто бывает, не принесло никаких результатов
         Общая сумма похищенного оценивается по-разному от 10 млн. евро только за картины до 1,3 и даже 0,5 млн. евро за все вместе с учетом неподходящих условий хранения и общемирового падения цен на подобные предметы искусства. Предполагаемые грабители связывались с руководством и владельцами музея и предлагали им выкупить похищенное за 50 млн. евро, нагло презрев установленные в цивилизованном мире расценки в 10% от общей суммы похищенного, и вообще, завысив сумму чуть ли не в 100 раз. В качестве доказательства похитители представили фото одного из украденных полотен, «Крестьянку» Хенрика Богарта с относительно свежей украинской газетой. Впрочем, деньги голландцы все равно платить не согласились, и дальнейшая судьба картин и серебра остается под большим вопросом.

          На Западе, вероятно, главное, что делает возможным подобные происшествия – это недостатки в системах охраны музеев. Ясно, что государственные учреждения культуры всегда и везде недостаточно финансируются, так что на надежную защиту от грабителей средств не хватает, а владельцы частных галерей иногда полагаются на авось и тоже экономят. Впрочем, если преступникам позарез будет нужна какая-то картина, то и надежная охрана может оказаться бесполезной, тем более, что всегда есть место и для человеческого фактора.

Продолжение следует…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments