КАК УХОДЯТ ИЗ ЖИЗНИ ГЕНИИ
Трагический финал – это довольно широкое понятие. Можно считать трагедий и ранний уход из жизни гениального пейзажиста Федора Васильева (1850 – 1873), умершего в 23 года от чахотки. Или смерть Алексея Саврасова (1830 – 1897), певца русской природы, совершенно спившегося и практически потерявшего к концу жизни человеческий облик. Или смерть Ивана Крамского (1837 – 1887) и Ивана Шишкина (1832 – 1898): они оба упали замертво возле мольберта с неоконченной картиной. Крамской начал писать портрет доктора Раухфуса, а Шишкин заканчивал картину «Лесное царство» (по другим источникам – «Краснолесье»). Но эти печальные истории, тем не менее, вполне обыденны. Мало ли и сейчас людей умирает от неизлечимых болезней, или спивается, или падает замертво на рабочем месте. Под трагическим концом, вероятно, принято подразумевать нечто более неожиданное.
Такой, например, была гибель Алексея Венецианова (1780 -1847). В последние годы жизни художник испытывал большие материальные трудности и много работал по заказам, в основном он писал портреты и иконы для церквей. В роковой для себя день, 16 декабря 1847 года, он закончил эскизы икон и повез их из своего имения Сафонково в Тверь. Ему было не обязательно ехать самому, но почему-то он решил доставить свои работы лично. На спуске с крутой горы лошади понесли, Венецианова выбросило из саней, и он запутался в вожжах. В село Поддубье лошади притащили уже бездыханное тело. Хотя, возможно, эта трагедия была не просто случайным ДТП, типичным для 19 века, а завуалированным самоубийством. Венецианов очень тосковал после смерти жены, часто говорил, что она зовет его к себе, и, кроме того, его мучили сильные головные боли, подчас становившиеся невыносимыми.
Василий Верещагин (1842 – 1904) не раз бывал во всевозможных переделках, он много путешествовал, участвовал в военных действиях, посещал самые экзотические места, и погиб как настоящий герой. Когда в 1904 году началась русско-японская война, художник встретил ее на Дальнем Востоке, он совсем недавно посещал Японию, а затем отправился в расположение русской армии. 13 апреля Верещагин находился на броненосце «Петропавловск», флагмане русского дальневосточного флота вместе с адмиралом С.Макаровым, своим хорошим знакомым. Как известно, в этот день «Петропавловск» напоролся на вражеские мины и затонул в течение нескольких минут. Спастись удалось немногим, а среди погибших были и адмирал Макаров и художник Верещагин. Один из выживших офицеров позднее рассказывал, что буквально за несколько минут до трагедии Верещагин еще стоял на палубе и что-то рисовал в своем блокноте.
В воде нашел свой конец и один из ярчайших представителей русского символизма Николай Сапунов (1880 – 1912). В июне 1912 года он отправился в поселок Териоки на берегу Финского залива, где предполагалось организовать показ нового театрального проекта Всеволода Мейерхольда. 14 июня художник в компании своего приятеля поэта и гомосексуалиста Михаила Кузьмина и трех дам –художниц Елены Бебутовой (жены Павла Кузнецова) и Яковлевой и юной актрисы Белы Назарбек (Елены Назарбекян) отправился кататься на лодке по Финскому заливу. Эта поездка была довольно неожиданной для художника, поскольку он панически боялся воды: ему в свое время предсказали, что он утонет.
Поначалу все шло хорошо: Кузмин читал стихи, дамы гребли, а Сапунов пил пунш, сидя на корме. Но потом художницы устали, и их место на веслах должен был занять Кузмин. Что происходило потом, поэт довольно подробно описал в своем дневнике. Когда гребцы менялись местами, лодка опрокинулась, и все оказались в воде. В принципе, держась за нее, можно было остаться на плаву и дождаться помощи, что и сделали все остальные, но Сапунов, не умевший плавать, в какой-то момент, видимо впал в отчаяние, разжал руки и пошел ко дну. Через две недели его тело прибило к берегу в Кронштадте, где он и был похоронен.
Выдающийся русский живописец второй половины ХХ века Виктор Попков (1932 – 1974) погиб в результате дикой и нелепой случайности. В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года он оказался в Москве, хотя должен был уехать из города. На улице Горького (Тверской) он пытался поймать машину, но такси не останавливались. В темноте (или по причине не очень адекватного состояния) он принял за такси «Волгу» инкассаторов и попытался ее остановить. Инкассатор, сидевший в машине (вот он, точно, был пьян, это позднее установило следствие), принял художника за грабителя и выстрелил. Попков был смертельно ранен, а машина даже не остановилась. Его привезли в больницу как бандита и грабителя, и только позднее выяснились подлинные обстоятельства происшествия. Тем не менее, спасти художника врачам не удалось. Инкассатора судили, он получил семь лет.
Между прочим, уже через три часа после трагедии «Голос Америки» передавал, что известного русского художника Попкова убили полковники КГБ. Из-за этого на гражданской панихиде, проходившей в «Доме художника» на Кузнецком мосту, опасались провокаций, но никаких эксцессов не произошло. В свое время именно в этом зале Попков хотел выставить свою картину «Хороший человек была бабка Анисья» (1973), но ему не позволили. Теперь картина встречала тех, кто пришел проститься с ним. На ней тоже изображены похороны, случившиеся осенью.