nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ОБНАЖЕННЫЕ ДЕВОЧКИ:
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ИЛИ...?

Часть 1.

       Когда женщина-художница пишет портреты своих детей, в этом, конечно же, нет ничего удивительного. Многие из дам, связанных с изобразительным искусством были замужем (или не были) и имели детей. Ребенок – это вполне подходящая модель, тем более твой собственный, который всегда под рукой. К тому же тема материнства и детства, еще начиная с Элизабет Виже-Лебрен и Маргариты Жерар, очень часто становилась основополагающей для женской живописи.
       Не была исключением и Зинаида Серебрякова, счастливая мать двух мальчиков и двух девочек. В 1906 и 1907 годах родились ее сыновья Евгений и Александр, а в 1911 и 1913, соответственно, дочери Татьяна и Екатерина.
        Изображения детей, прежде всего ее собственных, занимают важное место в ее творчестве, через детские портреты и жанровые сценки из мира детства ей удавалось рассказывать о самых разных вещах. Вот, например, ее знаменитое полотно «За завтраком» 1914 года, на котором за накрытым обеденным столом (в названии имелся в виду второй завтрак, соответствующий современному обеду) размещены трое старших детей Зинаиды Серебряковой. Композиция построена так, что создается ощущение тесного семейного круга, любви, заботы, объединяющей детей и взрослых, причем присутствие старшего поколения лишь обозначено рукой женщины, которая разливает по тарелкам суп. Это мир, даже, скорее мирок, где царит покой, уют и безмятежность. Именно в такой атмосфере дети и вырастают счастливыми и уверенными в себе.
       И совершенно противоположные ощущения вложены в «Карточный домик». Прошло всего пять лет, но атмосфера маленького уютного мирка, такого устойчивого и надежного полностью исчезла. За эти годы случилась мировая война и революция в России, крестьяне сожгли любимое имение Серебряковых «Нескучное», а глава семьи, Борис Серебряков, муж Зинаиды, умер от тифа. Отсюда и карточный домик, который собирают дети, символ неустойчивости, одиночества, даже некоторой иллюзорности существования этой семьи в новом негостеприимном мире. Картина выдержана в холодных тревожных, даже мрачных синих тонах: синяя одежда на детях, синяя скатерть, на которой они строят свой карточный домик, даже цветы в белой чашке на переднем плане полотна – синие.
       В начале 1920-х годов Зинаиде с детьми удалось вернуться с Украины, где они застряли после революции, в Петроград. Жизнь стала немного налаживаться, Зинаида получила работу, появились заказы, дети начали учиться, а еще через четыре года ей удалось уехать в Париж. Через год  к ней смог приехать ее сын Александр, еще через три года – дочь Екатерина.
       В 1924 году в числе прочих полотен на выставке русского искусства в Нью-Йорке были показаны две парные картины Серебряковой «Спящая девочка на красном одеяле» и «Спящая девочка на синем одеяле». Оба полотна были написаны в 1923 году, второе сама художница подписала «Катюша на одеяле».На обоих изображена ее обнаженная спящая младшая дочь Катя.  В обоих случаях десятилетняя девочка лежит на разобранной постели в свободной, даже слишком вольный позе.
       Если бы такую картину написал художник-мужчина, то никаких сомнений в его не только творческих интересах к девочкам-подросткам ни у кого бы ни возникло, даже если бы в действительности, все было бы и совсем не так. Можно вспомнить, например, знаменитые таитянские полотна Гогена с изображением его обнаженной тринадцатилетней супруги Техуре. Конечно, девочка интересовала его и как представитель древнего народа с особой ментальностью и мифологией, естественным образом вплетенной в обыденную жизнь, но, как известно из биографии художника, занимался он с ней по большей части отнюдь не отвлеченными беседами на философские темы.

       Продолжение следует…
Tags: картины, сюжет, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Однажды к известному австрийскому композитору Арнольду Шёнбергу, крупнейшему представителю музыкального экспрессионизма и…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Когда Джакомо Пуччини работал над оперой "Богема", то вокруг него сложился своеобразный кружок друзей, называвших себя "Клубом…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Купол церкви Санта-Мария -дель-Фиоре во Флоренции Когда во Флоренции строили купол церкви Санта Мария дель Фиоре, модель, которую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment