МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ИЛИ...?
Часть 1.
Когда женщина-художница пишет портреты своих детей, в этом, конечно же, нет ничего удивительного. Многие из дам, связанных с изобразительным искусством были замужем (или не были) и имели детей. Ребенок – это вполне подходящая модель, тем более твой собственный, который всегда под рукой. К тому же тема материнства и детства, еще начиная с Элизабет Виже-Лебрен и Маргариты Жерар, очень часто становилась основополагающей для женской живописи.
Не была исключением и Зинаида Серебрякова, счастливая мать двух мальчиков и двух девочек. В 1906 и 1907 годах родились ее сыновья Евгений и Александр, а в 1911 и 1913, соответственно, дочери Татьяна и Екатерина.
Изображения детей, прежде всего ее собственных, занимают важное место в ее творчестве, через детские портреты и жанровые сценки из мира детства ей удавалось рассказывать о самых разных вещах. Вот, например, ее знаменитое полотно «За завтраком» 1914 года, на котором за накрытым обеденным столом (в названии имелся в виду второй завтрак, соответствующий современному обеду) размещены трое старших детей Зинаиды Серебряковой. Композиция построена так, что создается ощущение тесного семейного круга, любви, заботы, объединяющей детей и взрослых, причем присутствие старшего поколения лишь обозначено рукой женщины, которая разливает по тарелкам суп. Это мир, даже, скорее мирок, где царит покой, уют и безмятежность. Именно в такой атмосфере дети и вырастают счастливыми и уверенными в себе.
И совершенно противоположные ощущения вложены в «Карточный домик». Прошло всего пять лет, но атмосфера маленького уютного мирка, такого устойчивого и надежного полностью исчезла. За эти годы случилась мировая война и революция в России, крестьяне сожгли любимое имение Серебряковых «Нескучное», а глава семьи, Борис Серебряков, муж Зинаиды, умер от тифа. Отсюда и карточный домик, который собирают дети, символ неустойчивости, одиночества, даже некоторой иллюзорности существования этой семьи в новом негостеприимном мире. Картина выдержана в холодных тревожных, даже мрачных синих тонах: синяя одежда на детях, синяя скатерть, на которой они строят свой карточный домик, даже цветы в белой чашке на переднем плане полотна – синие.
В начале 1920-х годов Зинаиде с детьми удалось вернуться с Украины, где они застряли после революции, в Петроград. Жизнь стала немного налаживаться, Зинаида получила работу, появились заказы, дети начали учиться, а еще через четыре года ей удалось уехать в Париж. Через год к ней смог приехать ее сын Александр, еще через три года – дочь Екатерина.
В 1924 году в числе прочих полотен на выставке русского искусства в Нью-Йорке были показаны две парные картины Серебряковой «Спящая девочка на красном одеяле» и «Спящая девочка на синем одеяле». Оба полотна были написаны в 1923 году, второе сама художница подписала «Катюша на одеяле».На обоих изображена ее обнаженная спящая младшая дочь Катя. В обоих случаях десятилетняя девочка лежит на разобранной постели в свободной, даже слишком вольный позе.
Если бы такую картину написал художник-мужчина, то никаких сомнений в его не только творческих интересах к девочкам-подросткам ни у кого бы ни возникло, даже если бы в действительности, все было бы и совсем не так. Можно вспомнить, например, знаменитые таитянские полотна Гогена с изображением его обнаженной тринадцатилетней супруги Техуре. Конечно, девочка интересовала его и как представитель древнего народа с особой ментальностью и мифологией, естественным образом вплетенной в обыденную жизнь, но, как известно из биографии художника, занимался он с ней по большей части отнюдь не отвлеченными беседами на философские темы.
Продолжение следует…