nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ОБНАЖЕННЫЕ ДЕВОЧКИ:
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ИЛИ...?

Часть 2.

        Нет никаких сомнений в том, что Зинаида Серебрякова обожала своих детей, что только благодаря ей семья не сгинула в водовороте революции и гражданской войны, что все дети выжили, что все они в конечном итоге смогли получить образование и найти свое место в жизни.
        Но все-таки, эти две картины оставляют очень странное ощущение. Вообще, примеры, когда художница пишет обнаженную девочку, в истории искусства найти не так уж и сложно. К соответствующей эпохе относится, например, достаточно известная картина Сюзанны Валадон «Брошенная кукла», написанная в  1921 году. Смысловой посыл этого полотна – очевиден. Главная героиня, девочка-подросток, стоит на пороге перехода из мира детства в мир взрослых. Физически она уже начала формироваться как женщина, но со вполне оформившейся женственной грудью и округлыми бедрами, контрастирует детское выражение лица, и прическа с наивным бантом.
            Мать, которая вытирает девочку после ванной, весьма показательным жестом пытается, как бы защитить своего ребенка, удержать ее рядом с собой, но отброшенная к краю полотна кукла, и заменившее ее зеркало в руке у героини, показывают, что процесс взросления девочки, превращения ее в женщину, уже начался, и итог его неизбежен. Ребенок уже отвернулся от матери, не нуждается в материнской опеке и устремляется во взрослую жизень.
        Но все же, писать таким образом собственную категорически несовершеннолетнюю дочь, это необычайно смело даже для той эпохи, ознаменованной массой всевозможных художественных экспериментов. Двум завершенным картинам Серебряковой с обнаженной Катей предшествовал неоконченный эскиз также 1923 года «Обнаженная лежащая Катя», где девочка изображена в классической позе, со спины, хорошо известной еще по полотнам Веласкеса и Энгра. Это полотно явно говорит о творческих поисках Серебряковой, которая в конечном итоге, предпочла отказаться от традиции и идти своим путем. Любопытно, что на эскизе присутствуют т красное, и синее одеяло.
         Тамара Лемпицка, еще одна художница-эмигрантка, условно русского происхождения (ее отец – русский еврей, мать – полячка), работавшая в модном в 1920-х годах стиле так называемого «салонного кубизма», в этот период также пишет несколько портретов своей дочери Кристины (Кизетты, как ее звали дома), девочки, по возрасту немного младшей Кати Серебряковой. Одна из них называется «Кизетта в розовом платье». Здесь все абсолютно пристойно: девочка одета в модный наряд, туфли (правда только одну) и гольфы, в руках – книга. Поза довольно закрытая, даже скованная. Возможно, это определенным образом обозначает детскую угловатость, также как и округлое лицо с серьезным выражением и полным отсутствием косметики, которую Лемпицка никогда не забывала изобразить на лице своих взрослых моделей. Без сомнения, Кизетта – это еще ребенок.
         Кстати, несколько лет спустя Лемпицка вновь пишет портрет своей дочери в картине «Первое причастие» (1928). Здесь Кристине примерно десять лет, но ни о каком физическом созревании и переходе в мир взрослых, речь также еще не идет. Девочка, полностью закутана в плотное белое одеяние с накидкой, почти монашеское, которое скрывает фигуру и даже волосы, оставлял открытыми только лицо и руки. Такое впечатление, что здесь, также как и в «Кукле» Сюзанны Валадон, мать, на сей раз остающаяся по другую сторону холста, пытается защитить своего ребенка, скрыть его от жестокого внешнего мира, хотя бы и ценой полной изоляции.
        Девочки же Серебряковой в определенном смысле отсылают к набоковской «Лолите», причем известно, что хотя этот свой самый известный роман автор начал писать в конце 1940-х годов, но уже в 1920-х годах он начал интересоваться темой ранней женской сексуальности и отношений взрослого мужчины и девочки раннего подросткового возраста. Героиня с картин Серебряковой уже естественно сексуальна, и формирование женской природы фактически опережает ее физическое взросление.
       Конечно, Серебрякова превосходно писала обнаженную женскую натуру, и отличалась большой смелостью в выборе сюжетов такого плана. В частности, картина «Купальщица. В камышах», предположительно является ее автопортретом. А в эмиграции художницу вообще считали одним из наиболее авторитетных и признанных мастеров, работавших в жанре ню. В одной из статей 1928 года, например, так писали о ней: «Изображения женских фигур и обнаженных свидетельствуют об утонченности таланта художника». Серию сизображением обнаженных девушек Серебрякова начала писать сразу после отъезда в Париж, это была ее первый цикл, выполненный в эмиграции.
        Не удивительно, что именно «Спящая девочка на красном одеяле» стала самым дорогим полотном Серебряковой, проданном на западном аукционе. В 2015 году неизвестный покупатель приобрел ее на Sotheby`s за 3 845 000 фунтов.
        Женская тема была одной из самых значительных в творчестве художницы, ее интересовала природа женственности, сущность женского предназначения в мире, которое она зачастую выражала именно через изображение женского обнаженного тела. Скорее всего, изображения обнаженной Кати – это еще один шаг в дальнейших художественных поисках Серебряковой.
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment