nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

БАЛЕРИНЫ ЗИНАИДЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ

Часть 2.

         Другая значительная часть балетной серии Серебряковой – портреты танцовщиков в сценических костюмах. Серебрякова писала весь цвет петроградского балета начала 1920-х годов. В дальнейшем судьбы этих балерин и танцовщиков сложились очень по-разному, но на полотнах Зинаиды Евгеньевны они остались во всем блеске своей молодости и расцветающего таланта.
       В 1922 году Серебрякова пишет портрет Георгия Баланчивадзе в костюме Вакха. Будущий великий Джордж Баланчин тогда только окончил балетное училище и делал первые шаги на театральной сцене, поскольку был принят в кордебалет Мариинки. На портрете ему всего 18 лет, он еще не слишком уверен в себе, возможно, это его первая серьезная роль. Взгляд слегка тревожен, рот полуоткрыт, юноша еще только начинает сознавать силу собственного таланта. Всего лишь через два года он уедет на гастроли в Германию, решит остаться в Европе, по приглашению Сержа Дягилева переедет в Париж, затем окажется в Штатах и фактически положит начало американской балетной школе. А у Серебряковой это еще мальчик, который совершенно не уверен в своем будущем.
       В одном выпуске с Баланчиным была еще одна будущая звездочка, которой так и не удалось засиять в полную силу – Лидия Иванова. Серебрякова написала и ее. Иванова успела станцевать несколько небольших, но самостоятельных партий, и ей пророчили славу будущей примы, кое-кто даже предполагал, что она может заменить на сцене саму Ольгу Спесивцеву, которая тогда была главной звездой Мариинки. Но трагическая и нелепая гибель девушки в 1924 году незадолго го гастролей в Германии, куда она должна была отправиться вместе с Баланчивадзе и другими коллегами по труппе, оборвала все эти планы. На рисунке Серебряковой Лидия Иванова еще совсем ребенок, с детским округлым лицом, застенчивой улыбкой, и неуверенной надеждой на будущее в огромных темных глазах. Работа датирована 1922 годом, и никаких роковых предчувствий, которые художники иногда умудряются запечатлеть на холсте даже помимо своей воли,  в картине найти нельзя. Серебрякова пишет юную девочку с большими надеждами на будущее.
       А вот другая Иванова – Валентина, работала в театре с 1916 до 1959 года. Она станцевала всего несколько главных ролей, еще в молодости, но позднее исполняла огромное количество небольших партий практически во всех значительных постановках. Валентина Иванова на нескольких портретах Серебряковой красива утонченной изысканной красотой, уверенна в себе. Конечно, это портрет превосходной зрелой танцовщицы, которая уже полностью овладела профессией и даже успела несколько утомиться от постоянного блеска софитов и зрительских аплодисментов.
        Чуть старше Баланчина и Лидии Ивановой была Александра Данилова. В начале 1920-х годов она уже танцевала и ведущие партии в Мариинке. Вместе с Баланчиным она осталась в Европе после гастролей, а позднее преподавала в его школе в Нью-Йорке. На портрете Серебряковой у Даниловой чувствуется сила характера, недюжинная воля, что, в общем-то, необходимо любой балерине, чтобы добиться успеха. Художница пишет сжатые губы без малейшего намека на улыбку, левая рука опирается о бедро с жестом победительницы и хозяйки своей судьбы, театральные драгоценности, которыми украшен сценический костюм, Данилова носит с видом истинной королевы.
       Серебрякова написала несколько портретов Александры Даниловой в разных ролях и разных сценических костюмах, но во всех этих изображения балерины неизменно отражается ее сильный, истинно волевой характер.

       Продолжение следует…
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments