nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

БАЛЕРИНЫ ЗИНАИДЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ

Часть 3.

      Несколько раз писала Зинаида Серебрякова и Екатерину Гейденрейх, одну из солисток Мариинки 1920-х годов. Она начала танцевать на сцене еще в 1915 году, а с 1925 года уже работала как педагог-репетитор и в театре, и в Вагановском училище. Видимо, у нее вообще был педагогический талант, потому что именно она стояла у истоков создания хореографического училища в Перми. Ее судьба вообще была весьма драматичной, хотя и типичной для нашей страны того времени.
    Гейденрейх оставаласьь в блокадном Ленинграде, в 1942 году была арестована по доносу (очень вероятно, что свою роль сыграла ее фамилия), а позднее была осуждена на 10 лет и этапирована в Усольский лагерь в Соликамске. Такой приговор в то время зачастую автоматически становился смертным, но по непонятной причине Гейденрейх повезло. Уже в конце 1942 года ее освободили как инвалида, и она переехала в Пермь (тогда Молотов). Эвакуированные туда артисты ленинградского балета организовали балетную студию при местном театре, которая в 1945 году стала полноценным хореографическим училищем.
    В определенном смысле, Екатерина Гейденрейх осталась в Перми не по своейволе, заключение фактически заменили на ссылку, и в Ленинград в 1944 году она вернуться не смогла по объективным причинам. Но ссылка оказалась почетной, поскольку она стала художественным руководителем Пермского хореографического училищ, и занимала эту должность в течении более чем 10 лет. Может, во многом именно благодаря ее работе, и в наше время выпускники Пермского хореографического училища очень часто становятся ведущими танцорами в лучших мировых хореографических труппах.
    После 1956 года она вернулась  сначала в Москву, где работала в Большом театре, а затем и в Ленинград.
    Серебрякова оставила несколько портретов Екатерины Гейденрейх, из которых самый примечательный, возможно, ее портрет в костюме Флорины из балета «Спящая красавица». Там изображена зрелая женщина с сильным характером, что отчасти даже контрастирует со сценическим образом ее нежной героини. Но только такая женщина действительно могла перенести и тяготы жизни в блокадном Ленинграде, и арест, и лагерь, а потом еще и создать с нуля балетное училище, и властной рукой распоряжаться судьбами других. Интересно, что другие портреты Гейденрейх работы Серебряковой не так показательны, там изображена просто красивая женщина в балетных костюмах, соответствующих ее ролям.
      Еще одна героиня портретной галереи Серебряковой – Мариетта Франгопуло. Художница запечатлела ее в костюме для балета «Карнавал» на музыку Шумана. Она танцевала на сцене Мариинки до 1947 года, почти 30 лет, но главной ее страстью было коллекционирование. Все началось с того, что ей в руки случайно попали несколько дореволюционных фотографий выпускников Императорского театрального училища и прижизненный портрет хореографа Шарля Дидло. А затем хобби выросло в коллекцию музейного уровня, которая положила начало школьному музею Вагановского училища. Франгопуло сначала преподавала в училище историю балета, затем, когда музей получил официальный статус, стала его первым директором. Между прочим, к началу 2000-х годов собрание этого «школьного» музея составляло более 15000 экспонатов.
      Серебрякова пишет еще совсем юную танцовщицу с поразительно живым и любопытным взглядом. Очень может быть, что художница уловила тот самый интерес к окружающему миру, к людям, к прошлому, который и стал главной движущей силой Мариэтты Франгопуло в ее жизни.
        Разумеется, Зинаида Евгеньевна писала и свою дочь Тату, учившуюся у Вагановой, и делавшую в те времена свои первые шаги в балетном классе. Портрет Татьяны Серебряковой  называется «Таня в балетном костюме». Судя по всему, этот яркий сценический наряд предназначен для характерного танца.
Татьяна Серебрякова окончила училище, недолго танцевала в кордебалете, но затем, видимо, художественная составляющая генов взяла верх. В 1932 году она поступила в Институт им.Репина в Ленинграде, и окончила его как театральный художник. Она работала в театрах Ленинграда, Минска и Казани, а в 1943 году пришла во МХАТ, где работала около сорока лет. После того, как Зинаида Серебрякова эмигрировала, Татьяна смогла встретиться с матерью только в 1960 году.

    Среди прочих портретов балерин Зинаида Серебрякова писала Е.А.Свекис в балете «Фея кукол», М.С.Добролюбову и других солисток Мариинки того времени. В ее галерее нет только Ольги Спесивцевой, ведущей русской балерины соответствующе эпохи, легендарной, гениальной и неповторимой. Почему это произошло, ответить сложно. Сама ли Спесивцева по каким-то причинам не захотела позировать художнице, или Зинаида Евгеньевна больше заинтересовалась образами юных, начинающих, еще не слишком опытных балерин?

Продолжение следует….
Tags: истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments