nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

БАЛЕРИНЫ ЗИНАИДЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ

предыдущие тексты:https://nikonova-alina.livejournal.com/152419.html, https://nikonova-alina.livejournal.com/152859.html,https://nikonova-alina.livejournal.com/154339.html
                              
Часть 4.

        Если сравнить подход к теме балета у Серебряковой и у Дега, то сначала мы обнаружим некоторое сходство. Обоих художников гораздо больше интересует тот мир, который находится за кулисами, что не предназначен для публики, не парадный и не волшебный.
        Но при более глубоком изучении проблемы оказывается, что у балерин Дегаи Серебряковой, по сути, очень мало общего. Для Дега мир балета был еще одним эпатирующим обывателя местом, которое оказалось очень удобно использовать для того, чтобы решать чисто художественные задачи.
        Вообще, перед тем, как начать создавать новое художественной направление, будущие художники-импрессионисты очень четко очертили круг своих задач и определили пути их решения. И между прочим, это случилось впервые в истории искусства. Прежде всего, их интересовали свет и цвет в окружающем мире и возможности их передачи на холсте. Импрессионисты изучали не только новые живописные формы и приемы, но также и свойства восприятия человеческого глаза, и особенности нового вида искусства – фотографии. Все это они активно обсуждали в своем кругу.
      Импрессионисты полагали, что основная задача художника – остановить и зафиксировать мгновение, момент жизни, так же, как это делают фотографы. Они начали активно работать на пленэре, то есть писать картины не в мастерской, а прямо на природе, на городских улицах, запечатлевая не реконструкцию событий, а подлинную жизнь.
       Именно таким образом, с точки зрения фотографа, и построены лучшие балетные работы Дега «Репетиция», «В балетном классе», «Танцевальный класс» и т.п. В этих сценах, как будто бы полностью отсутствует композиция, центр холста занимает пустое пространство, а балерины расположены хаотически, их позы также достаточно вольные. Возмущение публики и восторг позднейших исследователей, например, всегда вызвала фигура одной из танцовщиц с картины «Танцевальный класс», девушки в пачке с желтым бантом у левого края холста, которая уселась на крышку рояля и неловким движением чешет спину под неудобным балетным костюмом.
        Но, несмотря на все эти натуралистические детали, которые действительно создают ощущение соприкосновения с реальной жизнью, у танцовщиц Дега совершенно нет индивидуальности. И его примы, и его кордебалет, они все как будто составляют одну единую стихию. Невозможно представить, чтобы девушки с картин Дега переоделись в обычные платья и отправились в ближайшее кафе, чтобы пить кофе и болтать о парнях и нарядах. Их невозможно представить по отдельности друг от друга и вне мира балета. Именно в этом и можно найти главное отличие балерин Дега от балерин Серебряковой.
        Девушки из гримерок Мариинки, изображенные художницей, они-то как раз совершенно земные, реальные, даже можно сказать обычные, просто умеющие танцевать так, как этого не умеет никто из их подруг. К тому же и все разные, они не сливаются в единую цельную стихию танца. Они даже одинаковые костюмы одевают и носят по-разному.
        И у Дега и Серебряковой есть по нескольку работ с одинаковым названием – «Голубые танцовщицы» или "Голуюые балерины". Но и здесь единственное, что их объединяет – это название. Например, «Голубые танцовщицы» 1890 года, несмотря на наличие сюжетной составляющей (балерины готовятся к выходу на сену, застегивают платья), для Дега прежде всего становятся торжеством декоративизма, поводом продемонстрировать свое великолепное владение цветом, показать его переливы, вибрацию. А девушки с их волнением в общем-то художнику не слишком интересны.
      В «Голубых балеринах» Серебряковой балерины также готовятся к выходу на сцену, и центральная героиня мечтательно улыбается, застегивая корсаж. И зрители непременно задумаются о чем же говорит эта улыбка, о чем мечтает юная танцовщица кордебалета, и вероятно, придут к выводу, что такое выражение лица скорее всего говорит о каких-то ее личных надеждах на счастье. Но, в конце концов, именно внутренний мир женщины и умела так блестяще показывать Зинаида Серебрякова, поскольку именно его и полагала главным в своих картинах, в том числе и балетной серии.
Tags: картины, сюжет, художники
Subscribe

  • СЕСТРЫ ТЕОДОРА ШАССЕРИО

    Теодор Шассерио. Сестры. 1843 Бывает так, что художнику не хватает всего каких-то полшага до настоящего успеха. Может, родился…

  • ДЖОН САРДЖЕНТ. ХАЛЕО.1882

    Джон Сингер Сарджент. Халео. 1882 Испания всегда служила источником вдохновения для многих представителей художественного мира.…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 2. Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments